Программа воспитания

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
РАЗДЕЛ 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы воспитания
1.1. Особенности воспитательного процесса в МБДОУ детский сад «Подснежник»
1.2. Цель и задачи программы воспитания
1.3. Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания
1.4. Планируемые результаты воспитания детей в раннем возрасте (к 3 годам)
1.5. Планируемые результаты воспитания детей в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет)

3
4
5
7
7
10

РАЗДЕЛ 2. Содержание программы воспитания ДОУ
2.1. Методологические основы и принципы построения программы воспитания
2. 2. Направления реализации программы воспитания

20

2.3. Содержание направлений программы воспитания ДОО
2.4. Виды и формы деятельности
2.5. Направления самоанализа воспитательной работы

20
20
24
24

РАЗДЕЛ 3. Организационные условия реализации программы воспитания
3.1. Нормативно-методическое обеспечение реализации программы
3.2. Методическое обеспечение реализации Программы воспитания
3.3. Материально-техническое обеспечение программы воспитания
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной
Приложение
Календарный план работы на новый учебный год учебный год

26
26
27
30

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания разработана на основе ФГОС ДО и является обязательной частью
основной образовательной программы МБДОУ детский сад «Подснежник» (далее - ООП ДО).
Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся» При составлении Программы воспитания использованы
«Примерная программа воспитания» (одобрена решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию Министерства просвещения России (протокол от 2 июня
2020 года № 2/20), внесена в Реестр примерных основных общеобразовательных программ и
размещена на сайте https://fgosreestr.ru/, и «Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года».
Программа воспитания направлена в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) на решение
вопросов развития личности ребенка, сохранению и укреплению здоровью детей, воспитанию у
детей дошкольного возраста социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств (1.6. п.6 ФГОС ДО).
Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов, указанных
во ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других. Может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности. Обладает начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской
литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, истории и
т.п. (4.6. ФГОС ДО).
Отличительной особенностью данной программы воспитания является включение
регионального этнокультурного компонента по приобщению детей старшего дошкольного
возраста к истории и культуре семейских РБ на основе программы «Родники».
Программа воспитания включает в себя три основных раздела:
Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы воспитания;
Раздел 2. Содержание программы воспитания ДОУ;
Раздел 3. Организационные условия реализации программы воспитания.

3

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАНИЯ
1. Особенности воспитательного процесса в МБДОУ детский сад «Подснежник»
Образовательный процесс в МБДОУ детский сад «Подснежник» осуществляется в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155
(далее – ФГОС ДО). В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс
на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил,
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Социальными заказчиками реализации
Программы как комплекса воспитательных услуг выступают родители воспитанников как
гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.
МБДОУ Детский сад «Подснежник» расположен в типовом здании, имеет два этажа,
расположен по адресу Республика Бурятия, Бичурский район, село Бичура, улица
Коммунистическая, дом 53. Микрорайон является экологически чистым, рядом пешеходные
переходы. Рядом с ДОУ находится общеобразовательная школа №1, МАДОУ ДЮСШ, Дом
детского творчества, парки Победы и «Молодежный», районный краеведческий музей имени
Широких – Полянского, школьный музей «Родина», стадион ДЮСШ, ёдетский ФСК «Планета
спорта», площадка для сдачи ГТО в парке «Молодежный», районная детская библиотека,
Бичурское лесничество. ДОУ имеет возможность для сотрудничества, дистанционного и
сетевого взаимодействия, как с указанными организациями, так и с более удаленными
учреждениями Бичурского района (ГИБДД, пожарная часть, ЦРБ) и Республики Бурятия (ДОУ,
БРИОП, БГУ, МОиН РБ, Общественная организация «Общество культуры семейских РБ»).
Детский сад имеет помещения, отвечающие требованиям Сан ПиН: музыкальный зал,
спортивный зал, кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога, плавательный бассейн,
сухой бассейн, игровая комната, интерактивный музей «Семейская изба», игровой класс,
пищеблок, прачка, медицинский кабинет, групповые комнаты. Имеется необходимое
оборудование, атрибуты и расходный материал, осуществляется ИКТ- сопровождение
образовательного процесса.
Процесс воспитания в ДОУ основывается на следующих принципах взаимодействия
педагогических работников и воспитанников:
позитивная социализация ребенка (предполагает, что освоение ребенком
культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения
с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходит в
процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми и направлено насоздание предпосылок
к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире;
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ и
детей). Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью
социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального
благополучия и полноценного развития;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) воспитательных отношений. Этот принцип
предполагает активное участие всех субъектов отношений – как детей, так и взрослых – в
реализации программы воспитания;
партнерство ДОУ с семьей. Интеграция семейного и дошкольного воспитания – одно из главных
направлений работы МБДОУ Детский сад «Подснежник», так как цель этой работы - сохранение
приоритета семейного воспитания, привлечение семей к участию в учебно-воспитательном процессе.
Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и
традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом воспитательной
программы. Программа предполагает разнообразные формысотрудничества с семьей как в
4

содержательном, так и в организационном планах.

Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей, в основе которого приобщение дошкольников к накопленному духовному и этнокультурному достоянию.
сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны
здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и воспитание детей, а
также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного
образования детей для обогащения детского развития.
Принцип интегративности позволяет реализовывать содержание программы
воспитания в разных образовательных областях (познавательное, речевое, художественноэстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие.)
Принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов
личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного
поведения.
1. Цель и задачи программы воспитания
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель программы воспитания–
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком
дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие
психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к
учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника
проявляющееся:
- в усвоении им знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых
ценностей современного общества (в усвоении ими социально значимых знаний);
- в развитии его позитивных отношений к этим ценностям (в развитии их социально
значимых отношений);
- в приобретении им соответствующего этим ценностям опыта поведения, применения
сформированных знаний и отношений на практике (в приобретении опыта социально
значимых дел).
Главной задачей программы воспитания является создание организационнопедагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей
дошкольного возраста.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
дошкольников.
В воспитании детей младшего дошкольного возраста
Обеспечение позитивной социализации, мотивации, поддержки и развития
индивидуальности детей через общение, игру, участие в исследовательской деятельности и
других формах активности.
Задачи:
развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям;
сформировать коммуникативную и социальную компетентности;
развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление с
разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том
числе народного творчества;
содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни;
сформировать стремление быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать
участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.), стремление оказывать
посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения от участия в различных видах деятельности,
в том числе творческой;
5

сформировать представление о России как своей стране, узнавать и называть символику
своей страны (флаг, герб, гимн).
В воспитании детей старшего дошкольного возраста:
1.
Обеспечение развития общей культуры личности ребенка, интеллектуальнопознавательных способностей, социально-нравственных, эстетических, физических качеств:
обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей,
принятых в обществе;
поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и
сверстниками в разных видах деятельности, становление детского сообщества;
воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности,
формирование основ патриотизма;
углублять представления детей о правилах безопасного поведения и умениеследовать им
в различных ситуациях; содействовать становлению ценностей здорового образа жизни;
сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском отношении к
природе и понимании самоценности природы;
развивать предпосылки восприятия и понимания произведений искусства (живопись,
графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт);
художественных литературных произведений и музыки; интерес к русскому языку, языкам
других народов;
поощрять проявления морально-волевых качеств.
2.
Организация работы с семьями воспитанников, их родителями или законными
представителями направлена на совместное решение вопросов личностного развития детей.
Задачи:
Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ.
Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
Повышение педагогической культуры родителей.
Виды взаимоотношений, посредством которых
будет осуществляться
взаимодействие:
сотрудничество – общение «на равных», где ни одной из сторон не принадлежит
привилегия указывать, контролировать, оценивать;
взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется
на основании социальной перцепции (чувственного познания окружающего мира) и с помощью
общения.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ДОУ интересную
и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом
воспитания подрастающего поколения.

6

3. Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания.
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, а деятельность
воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому
результаты достижения цели воспитания представлены в виде двух описательных моделей
– «Портрета выпускника ДОУ» и «Портрета гражданина России».
4. Планируемые результаты воспитания детей в раннем возрасте (к 3 годам)
В процессе воспитания к окончанию раннего возраста (к трем годам) предполагается
достижение следующих результатов основаны на целевых ориентирах (таблица 1):
Таблица 1
Портрет Гражданина
России 2035 года (общие
характеристики)
1. Патриотизм Хранящий
верность идеалам Отечества,
гражданского общества,
демократии,
гуманизма, мира во всем
мире. Действующий в
интересах обеспечения
безопасности и
благополучия России,
сохранения родной
культуры, исторической
памяти и преемственности
на основе любви к
Отечеству, малой родине,
сопричастности
к многонациональному
народу России, принятия
традиционных духовнонравственных ценностей
человеческой жизни,семьи,
человечества, уважения
к традиционным
религиям России.
Уважающий
прошлое родной
страны и
устремлённый в
будущее.
2.Гражданская позиция и
правосознание Активно и
сознательно принимающий
участие в достижении
национальных целей
развития России в
различных сферах
социальной жизни и
экономики, участвующий в
деятельности общественных
объединениях, волонтёрских
и благотворительных
проектах. Принимающий и
учитывающий в своих
действиях ценность и
неповторимость, права
и свободы других людей
на основе развитого

Базовые ценности
воспитания
- формирование
у
обучающихся чувства
патриотизма;
- формирование
уважения к памяти
защитников Отечества
и подвигам Героев
Отечества;
формирование
бережного отношения к
культурному наследию
и традициям
многонационального
народа Российской
Федерации.

- формирование
гражданственности;
- формирование
уважения к закону и
правопорядку;
формирование
взаимного
уважения.

Портрет ребенка
раннего возраста
(дескрипторы)
1.1.Проявляющий
привязанность,
любовь ко всем
близким

Планируемые
результаты
- имеет первоначальные
представления о нормах,
ограничениях и правилах,
принятые в обществе;
- проявляет эмоциональное
отношение к семье;
проявляет позитивные
эмоции и интерес к
семейным праздникам и
событиям.

- способен
понять
и
2.1.Доброжелателн
принять,
что
такое
ый по отношению
«хорошо» и
к другим людям,
«плохо»,
что
можно
эмоционально
делать, а что нельзя в
отзывчивый,
общении со взрослыми;
проявляющий
- проявляет интерес к
ание (сдоецтияамльныйи интел лект).
понимание
и сопердержуигивм
способен
бесконфликтно играть
рядом с ними.

7

правосознания.
формирование
3. Социальная
уважения к
направленность и зрелость
человеку труда и
Проявляющий
старшему поколению,
самостоятельность и
ответственность в постановке
формирование
и достижении жизненных
взаимного уважения
целей, активность,
честность и
принципиальность
в общественной сфере,
нетерпимость к
проявлениям
непрофессионализма в
трудовой деятельности,
уважение и признание
ценности каждой
человеческой личности,
сочувствие и деятельное
сострадание к другим
людям.
Сознательно и творчески
проектирующий свой
жизненный путь,
использующий для
разрешения проблем и
достижения целей
средства саморегуляции,
самоорганизации и
рефлексии.

3.1. Способный к
простейшим
Моральным
оценкам и
переживаниям
(эмоциональный
интеллект).
3.2.
Способный
осознавать первичный
«образ Я».

4. Интеллектуальная
- формирование
4.1. Проявляющий
уважения к человеку интерес к окружающему
самостоятельность
Системно, креативно и
труда и старшему миру и активность в
критически мыслящий,
поколению;
поведении
и
активно и целенаправленно - формирование
деятельности.
познающий мир, само
4.2. Эмоционально
взаимного уважения;
реализующийся
- формирование
отзывчивый к красоте.
бережного отношения
4.3. Проявляющий
в профессиональной и
к
культурному желание
заниматься
личностной сферах на основе
наследию
и
художественным
этических и эстетических
традициям
творчеством.
идеалов.
Много национальног
о народа Российской
Федерации.
5.1. Имеющий
5. Экономическая
- формирование гражданст
элементарные
венности;
активность
представления о
Проявляющий
формирование
труде взрослых.
стремление к
уважения к человеку
5.2. Способный к
созидательному труду,
труда и старшему
самостоятельности
успешно достигающий
поколению.
при совершении
поставленных жизненных
элементарных
целей за счёт высокой
трудовых действий.
экономической
активности и
эффективного поведения
на рынке труда в
условиях многообразия
социально-трудовых
ролей, мотивированный к
инновационной
деятельности.
-формирование взаимного 6.1.Владеющий
6. Коммуникация и
уважения;
средствами
сотрудничество

- проявляет позицию «Я
сам!»;
- способен осознавать себя
представителем
определенного пола;
- доброжелателен, проявляет
сочувствие, доброту;
- испытывает
чувство
удовольствия в случае
одобрения
и
чувство
огорчения
в
случае
неодобрения со стороны
взрослых;
способен к
самостоятельным
(свободным) активным
действиям в общении с
взрослыми и
сверстниками и
выражению своего
отношения к их
поведению.

- эмоционально реагирует
на доступные
произведения фольклора;
- эмоционально
воспринимает доступные
произведения искусства.
- проявляет интерес к
изобразительной
деятельности
(конструированию, лепке,
рисованию и т.д.);
- эмоционально реагирует
на красоту в природе,
быту и т.д.

- поддерживает
элементарный порядок в
окружающей обстановке;
- стремится помогать
взрослому в доступных
действиях;
- стремится к
самостоятельности в
самообслуживании, в
быту, в игре, в
продуктивных видах
деятельности.

- способен позитивно
общаться с другими

8

Доброжелательно,
конструктивно и
эффективно
взаимодействующий с
другимилюдьми –
представителями
различных культур,
возрастов, лиц с
ограниченными
возможностями здоровья
(в том числе в
составе команды); уверенно
выражающий свои мысли
различными способами на
русском и родном языке.
7. Здоровье и
безопасность
Стремящийся к
гармоничному развитию,
осознанно выполняющий
правила здорового и
экологически
целесообразного образа
жизни иповедения,
безопасного для человека
и окружающей среды (в том
числе и сетевой),
воспринимающий природу
как ценность, обладающий
чувством меры, рачительно и
бережно относящийся к
природным ресурсам,
ограничивающий свои
потребности.

-формирование
бережного отношения к
культурному наследию и
традициям
многонационального
народа
Российской
Федерации.

- формирование
уважения к закону и
правопорядку;
формирование
взаимного уважения;
формирование
бережного отношения к
природе и окружающей
среде.

вербального
невербального
общения

7.1. Обладающий
элементарными
представлениями об
особенностях
гигиены,
самообслуживания.
7.2. Обладающий
элементарными
представлениями к
здоровому образу
жизни.
7.3. Обладающий
элементарными
представлениями к
безопасности
жизнедеятельности.

и

людьми с помощью
вербальных
и
невербальных средств
общения.

- выполняет действия по
самообслуживанию: моет
руки, самостоятельно ест,
ложиться спать и т.д.;стремится быть
опрятным, проявлять
нетерпимость к
неопрятности (грязные
руки, грязная одежда и
т.д.);
- проявляет интерес к
физической активности;
- способен к
самообслуживанию
(одевается, раздевается и
т.д.), самостоятельно,
аккуратно, не торопясь
принимает пищу;
соблюдает
элементарные правила
безопасности в быту, в
ОО, на природе.

5. Планируемые результаты воспитания детей в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет)
В процессе воспитания к окончанию дошкольного возраста (к семи годам) предполагается
достижение следующих результатов, основаны на целевых ориентирах (таблица 2):
Таблица 2
Портрет Гражданина
России
2035
года
(общие
характеристики)
1. Патриотизм
Хранящий верность
идеалам Отечества,
гражданского
общества,
демократии,
гуманизма, мира во
всем
мире.
Действующий
в
интересах
обеспечения
безопасности
и
благополучия
России, сохранения
родной
культуры,
исторической
памяти
и
преемственности на
основе любви к
Отечеству,
малой
родине,
сопричастности
к
многонациональном
у народу России,
принятия
традиционных
духовнонравственных
ценностей
человеческой жизни,
семьи, человечества,
уважения
к
традиционным
религиям России.
Уважающий
прошлое
родной
страны
и
устремлённый
в
будущее.

Базовые ценности
воспитания
формиров
ание
у
обучающихся
чувства
патриотизма;
формирование
уважения
к
памяти
защитников
Отечества
и
подвигам
Героев
Отечества;
формирование
бережного
отношения
к
культурному
наследию и
традициям
многонациональ
ного народа
Российской
Федерации.

Портрет выпускника ДОО

Планируемые результаты

1.1. Любящий свою семью,
имеет
представления
о
принимающий ее ценности и
семейных
ценностях,
поддерживающий традиции.
семейных
традициях,
1.2.
Любящий свою малую
бережном отношение к ним;
Родину
и
имеющий
проявляет
нравственные
представление о России в
чувства,
эмоциональномире,
испытывающий
ценностное отношение к
симпатии и уважение к людям
семье;
разных
проявляет
ценностное
национальностей.
отношение к прошлому и
1.3.
Эмоционально
и
будущему – своему, своей
уважительно реагирующий на
семьи, своей страны;
государственные
символы;
проявляет
уважительное
демонстрирующий интерес и
отношение к родителям, к
уважение
старшим,
заботливое
к
государственным
п отношение к младшим;
1.4.
Проявляющий желание
имеет
первичные
участвовать в делах семьи,
представления
о
гражданских
ценностях,
группы детского сада, своей
ценностях
истории,
малой Родины (города, села).
основанных
на
национальных
традициях,
связи поколений, уважении
к героям России;
знает символы государства –
Флаг,
Герб
Российской
Федерации и символику
субъекта
Российской
Федерации, в которой живет;
проявляет
высшие
нравственные
чувства:
патриотизм,
уважение
к
правам
и
обязанностям
человека;
имеет
начальные
представления о правах и
обязанностях
человека,
гражданина,
семьянина,
товарища;
проявляет
познавательный
интерес и уважение к
важнейшим
событиям
истории России и ее народов,
к героям России;
проявляет
интерес
к
государственным праздникам
и имеет желание участвовать
в
праздниках
и
их
организации в ДОО.

10

2. Гражданская позиция
и правосознание
Активно и сознательно
принимающий
участие в достижении
национальных

целей развития
России в различных
сферах социальной
жизни и экономики,
участвующий в
деятельности
общественных
объединениях,
волонтёрских
и
благотворительны
х
проектах.
Принимающий и
учитывающий в
своих действиях
ценность
и неповторимость,
права и свободы
других людей на
основе развитого
правосознания.

3. Социальная
направленность и
зрелость
Проявляющий
самостоятельность и
ответственность в
постановке
и достижении
жизненных целей,
активность,
честность
и принципиальность в
общественной сфере,
нетерпимость к
проявлениям
непрофессионализма в
трудовой

формирование
гражданственно
сти;
формирование
уважения к
закону и
правопорядку;
формирование
взаимного
уважения.

- формирование
уважения к
человеку труда
и старшему
поколению;
- формирование
взаимного
уважения.

.1. Уважающий
этнокультурные,
религиозные особенности
других людей
.2. Принимающий ценность
человеческой жизни и
неповторимость прав и
свобод

имеет
представления об
носителями
разных
убеждений представителями
различных культур;

других людей.
.3. Доброжелательный по
отношению к другим
людям, включая людей с
ОВЗ, эмоционально
отзывчивый,
проявляющий понимание
и сопереживание, готовый
оказать посильную
помощь нуждающимся в
ней сверстникам и
взрослым.
2.4. Знающий и
понимающий основы
правовых норм,
регулирующих отношения
между людьми.
.5. Способный к оценке
своих действий и
высказываний, оценке их
влияния на других людей.
.6. Осознающий и
принимающий
элементы гендерной
идентичности,
психологических и
поведенческих
особенностей
человека
определенного пола,
включая типичное
ролевое поведение.
.7. Проявляющих чувства
принятия по
отношению к самому
себе, чувства
собственных прав и границ,
готовности постоять за себя и
ценить свои интересы.

имеет первичные
представления
о
многонациональности
России,
фольклоре
и
этнокультурных традициях
народов России;
понимает, что все люди
имеют равные права и могут
выступать за них;
имеет
представление
о
чувстве
собственного
достоинства, самоуважении.

3.1.Имеющий начальные

имеет
первичные
представления
о
нравственных ценностях в
отношении
общества,
сверстников,
взрослых,
предметного мира и себя в
этом мире;
проявляет
нравственные
чувства,
эмоциональноценностного отношения к
окружающим
людям,
предметному миру, к себе;
испытывает
чувства
гордости, удовлетворенности,
стыда от своих поступков,
действий и поведения;
- доброжелательный,
умеющий

представления о
нравственных
сверстников,
взрослых,

3.2.
чувства,

11

деятельности,
уважение и признание
ценности каждой
человеческой
личности, сочувствие и
деятельное
сострадание к другим
людям.
Сознательно и
творчески
проектирующий
свой жизненный
путь, использующий для
разрешения проблем и
достижения целей
средства

саморегуляции,
самоорганизации и
рефлексии.

эмоционально-ценностное
отношение к окружающим
людям, природе и
предметному миру, к
самому себе (гордость,
удовлетворённость , стыд,
доброжелательность и т.д.).
3.3.Начинающий осознавать
себя (свое
«Я») в соответствии с
семейными,
национальными,
нравственными
ценностями и
нормами и
правилами
поведения.
3.4. Различающий
основные проявления
добра и зла, принимает и
уважает ценности
общества, правдивый,
искренний, способный к
сочувствию и заботе,
к нравственному
поступку,
проявляет
ответственность за
свои действия и
поведение.

слушать и слышать собеседника,
обосновывать свое мнение;
способный выразить себя в
игровой,
досуговой
деятельности и поведении в
соответствии
с
нравственными ценностями;
самостоятельно
применяет
усвоенные правила, владеет
нормами, конструктивными
способами взаимодействия с
взрослыми и сверстниками
(умение

договариваться,
взаимодействовать в игровых
отношениях в рамках игровых
правил и т.д.);
преобразует
полученные
знания
и
способы
деятельности,
изменяет
поведение и стиль общения со
взрослыми
и
способен
к
творческому
поведению в новых ситуациях
в соответствии с принятой
системой ценностей;
выражает
познавательный
интерес к отношениям,
поведению людей, стремление
их осмысливать, оценивать в
соответствии с усвоенными
нравственными нормами и
ценностями;
- задает вопросы взрослым и
сверстникам;
экспериментирует в сфере
установления
отношений,
определения
в собственном поведении;
способен
самостоятельно
действовать,
в
случае
затруднений обращаться за
помощью;
осознает
возможности
совместного поиска выхода из
сложившейся
проблемной
ситуации
или
принятия
решений;
использует
принятые
в
обществе
правила
коммуникации
(спокойно
сидеть,
слушать,
дать
возможность высказаться);
- умеет слушать и уважать

12

мнения других людей;
умеет
пойти
навстречу
другому при несовпадающих
интересах и мнениях, найти
компромисс
и
совместно
прийти к решению, которое
поможет достигнуть баланса
интересов;
- пытается
соотнести
свое
поведение с правилами
и нормами общества;
- осознает свое эмоциональное
состояние;
- имеет свое мнение, может его
обосновать;
осознает,
что
существует
возможность влияния на свое
окружение, достижения чеголибо и необходимость нести
за это ответственность, что
способствует
постепенному
приобретению
навыка
принимать
осознанные
решения;
- имеет
начальные
способности
управлять
своим

4. Интеллектуальная
саимсотсетмоняот,еклрьенаотситвьно
С
и критически мыслящий,
активно и целенаправленно
познающий мир,

личностной сферах на
эстетических идеалов.

- формирование
уважения
к
человеку труда
и
старшему

взаимного
уважения;
- формирование
культурному
наследию и

4.1. Способный выразить себя
в разеных витдах

-

деят льнос и (игровой,
трудовой, учебной и пр.) в

ценностями и нормами.
.2. Проявляющий личностные
качества, способствующие
познанию, активной
социальной деятельности:
инициативный,
тр самостоятельный,
креативный,
любознательный,
наблюдательный,
испытывающий
потребность
в самовыражении, в том числе
творческом.
.3. Активный,
проявляющий
самостоятельност
ь и инициативу в
познавательной,

-

-

-

поведением, планировать свои
действия;
старается
не
нарушать
правила
поведения,
испытывает
чувство
неловкости,
стыда
в
ситуациях, где его поведение
неблаговидно;
поведение
в
основном
определяется
представлениями о хороших
и плохих поступках.
проявляет любознательность
и интерес к поиску и
открытию
информации,
способствующей осознанию
и обретению своего места в
обществе
(коллективе
сверстников в детском саду
и новых общностях, в кругу
знакомых и незнакомых
взрослых);
проявляет инициативу в
самостоятельном
решении
несложных
практических
проблем
и
в
реализации
собственных
идей
и замыслов;
проявляет инициативу в
получении
новой
информации
и
практического опыта;
проявляет
желание
сотрудничать с другими
детьми и взрослыми в
решении
посильных
общественных задач.

13

игровой,
коммуникативной и
продуктивных видах
деятельности
и в самообслуживании.
4.4. Способный чувствовать
прекрасное в быту, природе,
поступках, искусстве,
стремящийся к отображению
прекрасного в продуктивных
видах деятельности,
обладающий основами
художественно- эстетического
вкуса. Эмоционально
отзывчивый к душевной
и физической
красоте человека,
окружающего мира,
произведений
искусства.
.5. Способный к
самостоятельному поиску
решений в зависимости
от знакомых жизненных
ситуаций.
.6. Мотивированный к
посильной проектной
и исследовательской
деятельности
экспериментированию,
открытиям,
проявляющий
любопытство

14

5. Зрелое сетевое
поведение Эффективно и
уверенно осуществляющий
сетевую коммуникацию и
взаимодействие на основе
правил сетевой культуры и
сетевой этики,
управляющий собственной
репутацией в сетевой
среде, формирующий
«здоровый» цифровой
след.

6. Экономическая
активность
Проявляющий
стремление
к созидательному
труду, успешно
достигающий
поставленных
жизненных целей за
счёт высокой
экономической
активности
и
эффективног
о поведения
на рынке
труда в
условиях
многообразия
социально-трудовых
ролей,
мотивированный к
инновационной
деятельности.

и стремление к
самостоятельному решению
интеллектуальных
и практических задач.
4.7. Не принимающий действия
и поступки, противоречащие
нормам нравственности и
культуры поведения.
- формирова .1. Способный отличать реальный мир
отвоображаемого и виртуального и
ние
действовать сообразно их
уважения к
специфике.
закону
и
правопоряд .2. Способный общаться и
ку;
взаимодействовать с другими
- формирова
детьми и взрослыми с помощью
ние
простых цифровых технологий и
взаимного
устройств.
уважения;
.3. Понимающий правила
- формирова
использования различных средств
ние
сетевой среды без вреда для
бережного
физического и психического
отношения
здоровья (собственного и других
к природе и
людей) и подчиняется требованиям
окружающе
ограничения времени занятий с
й среде.
подобными
устройствами.

формирова
ние
гражданств
енности;
формирова
ние
уважения к
человеку
труда
и
старшему
поколению.

6.1. Ценящий труд в семье и в
обществе ,уважает людей труда,
результаты их деятельности,
проявляющий трудолюбие при
выполнении поручений
и в самостоятельной
деятельности. Бережно и
уважительно относящийся к
результатам своего труда, труда
других людей.
6.2. Имеющий
элементарные
представления о
профессиях
и сферах человеческой деятельности,
о роли знаний, науки, современного
производства в жизни человека и
общества.
6.3. Стремящийся к выполнению
коллективных и индивидуальных
проектов, заданий и поручений.
6.4. Стремящийся
к
сотрудничеству
со
сверстниками
и
взрослыми
в
трудовой
деятельности.
6.5. Проявляющий
интерес
к
общественно

- осознанно
выполняет
правила
здоровьесбережения и
техники
безопасности
при
использования
разных средств сетевой
среды и виртуальных
ресурсов;
- использует
простые
средства
сетевого
взаимодействия
для
установления
общественно полезных и
продуктивных контактов
с другими людьми;
- понимает
прагматическое
назначение
цифровой
среды
и
ее
рациональные
возможности
в
получении и передаче
информации,
создании
общественно полезных
продуктов и т.д.
- имеет первичные
представления о
ценностях труда, о
различных профессиях;
- проявляет уважение к
людям труда в семье и в
обществе;
- проявляет навыки
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми в трудовой
деятельности.

15

7. Коммуникация и
сотрудничество
Доброжелательно,
конструктивно и
эффективно
взаимодействующий с
другими людьми –
представителями
различных культур,
возрастов, лиц с
ограниченными
возможностями
здоровья (в том числе в
составе команды);
уверенно выражающий
свои мысли
различными способами
на русском и родном
языке.

8. Здоровье и
безопасность
Стремящийся к
гармоничному развитию,
осознанно выполняющий
правила здорового и
экологически
целесообразного образа
жизни и поведения,
безопасного для человека и
окружающей среды (в том
числе и сетевой),
воспринимающий природу
как ценность, обладающий
чувством меры, рачительно
и бережно относящийся к
природным ресурсам,
ограничивающий свои

- формирование
взаимного
уважения;
- формирование
бережного
отношения к
культурному
наследию и
традициям
многонациона
льного народа
Российской
Федерации.

полезной деятельности.
7.1. Владеющий основами
культуры,
дружелюбный и
доброжелательный,
умеющий слушать и слышать
собеседника,
взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками
на основе общих интересов и
дел.
7.2. Следующий
элементарным
общественным нормам и
правилам поведения,
владеет основами
управления
эмоциональным
состоянием
(эмоциональный
интеллект).
7.3. Ориентирующийс
я в окружающей среде
(городской, сельской),
следует принятым в
обществе нормам и
поведения
(социальный интеллект).
7.4. Владеющий
средствами
вербального и
невербального
общения.
.5. Демонстрирующий в
самоуважение
и уважение к другим
людям ,их правам и
свободам.
7.6. Принимающий
запрет на физическое и
психологическое
воздействие на другого
человека.

1.
- формировани .
е уваженияк
закону и
правопорядк
у;
- формирование
взаимного
уважения;
- формирование
бережного
.2.
отношения к
природе и
окружающей
среде.

Обладающий
жизнестойкостью и
оптимизмом,
основными навыками
личной и общественной
гигиены, стремится
соблюдать правила
безопасного поведения
в быту, социуме,
природе.
Обладающий
элементарным
и
представления
ми
об
особенностях
здорового
образа жизни.

- умеет выслушать речевой
замечание и адекватно
отреагировать на него
(эмоционально,
вербально);
- умеет выразить и
отстоять свою позицию,
а также принять позицию
другого человека
(сверстника, взрослого);
- отрицательно относиться к
лжи и манипуляции (в
собственном поведении и
со стороны других людей);
- стремится обличить
несправедливость
и встать на защиту
несправедливо обиженного;
- выполняет разные виды
заданий, поручений,
просьб, связанных с
гармонизацией
общественного
окружения;
- умеет правилам
выступить и в
роли
организатора, и
в роли
исполнителя в
деловом,
игровом,
коммуникативном общении
взаимодействии
;
- оказывает
посильную помощь
другим людям
(сверстникам и
взрослым) по их
просьбе и
собственной
инициативе.
- умеет регулировать
свое поведение и
эмоции в обществе,
сдерживать
негативные импульсы
и состояния;
- знает и выполняет
нормы и правила
поведения в
общественных местах
в соответствии с их
спецификой (детский сад,
транспорт, поликлиника,
магазин, музей, театр и пр.);
- умеет донести свою мысль с
использованием разных
средств общения до
собеседника на основе

16

потребности.

.3. Обладающий
элементарными
представлениями о
правилах безопасности
дома, на улице, на
дороге, на воде.
.4. Соблюдающий
правила здорового,
экологически
целесообразного
образа жизни
и поведения,
безопасного для
человека и
окружающей среды.

особенностей его личности
(возрастных,
психологических,
физических);
- спокойно реагирует на
непривычное поведение
других людей, стремится
обсудить его с взрослыми
безосуждения;
- не применяет
физического насилия и
вербальнойагрессии в
общении с другими
людьми;

17

8.5. Чутко и гуманно
относящийся ко всем
объектам живой и
неживой природы.
.6. Понимающий
ценность
собственной жизни и
необходимость
заботиться о
собственном
здоровье и
безопасности

9.1. Стремящийся к
- формирование
выполнению
основ дружбы,
коллективных и
взаимопомощи;
индивидуальных
- формирование в
проектов, заданий и
условий для
стремления к условия х, поручений.
9.2. Проявляющий
знаниям;
интерес
- формировани
к общественно полезной
е проявляющий
деятельности.
представлени
социальную,
9.3. Проявляющий в
я о труде,
профессиональную
поведении
личности.
и образовательную
и деятельности
мобильность,
основные волевые
в том числе в форме
качества:
непрерывного
целеустремленность,
самообразования и
настойчивость,
самосовершенствования.
выносливость,
усидчивость;
осуществляющий
элементарный
самоконтроль и
самооценку результатов
деятельности и
поведения.
.4. Способный к
9. Мобильность и
устойчивость
Сохраняющий
внутреннюю устойчивость
динамично меняющихся
и непредсказуемых
гибко
адаптирующийся к
изменениям,

- отстаивает свое
достоинство и свои права
в обществе сверстников и
взрослых;
- помогает менее
защищенным и слабым
сверстникам отстаивать
их права и достоинство;
- имеет первичные
представления
об экологических
ценностях, основанных
на заботе о живой и
неживой природе,
родном крае, бережном
отношении к
собственному
здоровью;
- проявляет желание
участвовать
в экологических
проектах, различных
мероприятиях
экологической
направленности;
- проявляет
разнообразные
нравственные
чувства,
эмоциональноценностное
отношение к
природе;
- имеет
начальные
знания о традициях
нравственно-этического
отношения к природе
в культуре России,
нормах экологической
этики.
- участвует в
посильных
общественнозначимых
социальных
проектах;
- выполняет
просьбы и
поручения
взрослых и
сверстников;
- умеет распределить и
удержать собственное
внимание в процессе
деятельности,
самостоятельно
преодолеть в ее ходе
трудности;
- адекватно оценивает
результаты своей
деятельности и
стремится к их
совершенствованию;
- проявляет основы
способности действовать
в режиме

переключению
внимания и изменению
поведения
в зависимости от
ситуации.
7. Здоровье и
формирование
уважения к закону и
безопасность
правопорядку;
Стремящийся к
формирование
гармоничному развитию,
осознанно выполняющий взаимного уважения
формирование
правила здорового и
бережного отношения
экологически
к
природе
и
целесообразного образа
окружающей среде.
жизни иповедения,
безопасного для человека
и окружающей среды
(в том числе и
сетевой),
воспринимающий
природу как
ценность,
обладающий
чувством меры,
рачительно и бережно
относящийся к
природным ресурсам,
ограничивающий
свои потребности.

7.1. Обладающий
элементарными
представлениями об
особенностях гигиены,
самообслуживания.
7.2 Обладающий
элементарными
представлениями к
здоровому образу жизни.
7.3 Обладающий
элементарными
представлениями к
безопасности
жизнедеятельности.

многозадачности.

- выполняет действия по
самообслуживанию: моет
руки, самостоятельно ест,
ложиться спать и т.д.;стремится
быть
опрятным,
проявлять
нетерпимость
к
неопрятности
(грязные
руки, грязная одежда и
т.д.);
- проявляет интерес к
физической активности;
- способен
к
самообслуживанию
(одевается, раздевается и
т.д.),
самостоятельно,
аккуратно, не торопясь
принимает пищу;
соблюдает
элементарные
правила безопасности в быту,
в ОО, на природе.

19

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ДОУ
2.1 Методологические основы и принципы построения программы воспитания
Методологической основой программы воспитания является культурно- исторический
подход Л.С. Выготского и системно-деятельностный подход. Программа воспитания
основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания,
содержащимся в Федеральном законе «Об образовании в РФ» 2 : формирование у
дошкольников чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Методологическими ориентирами воспитания
также
выступают
следующие
идеи:
развитие субъектности и личности ребенка в деятельности; личностно ориентированной
педагогики сотрудничества; развитие личности ребенка в контексте сохранения его
индивидуальности; духовно-нравственное, ценностное и
смысловое
содержания
воспитания; идея
об
онтологической
(бытийной) детерминированности воспитания; идея о личностном смысле и ценности
воспитания, о сущности детства как сенситивном периоде воспитания; теории об
амплификации (обогащении) развития ребёнка средствами разных «специфически детских
видов деятельности».
2.2 Содержание направлений программы воспитания
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы ДОУ:
- развитие основ нравственной культуры;
- формирование основ семейных и гражданских ценностей;
- формирование основ гражданской идентичности;
- формирование основ социокультурных ценностей;
- формирование основ межэтнического взаимодействия;
- формирование основ экологической культуры;
- воспитание культуры труда
- ЗОЖ и безопасность
2.3. Направления реализации программы
Направление «Развитие основ нравственной культуры»
Развивать у ребенка:
- нравственные чувства милосердия, сострадания, сопереживания, доброе, гуманное
отношение к окружающему миру, дружелюбия, взаимопомощи, ответственности и заботы.
- представления о добре и зле, правде и лжи, трудолюбии и лени, честности, милосердия,
прощении.
основные понятия нравственного самосознания – совесть, добросовестность,
справедливость, верность, долг, честь, благожелательность.
- нравственные качества: заботливое отношение к младшим и старшим.
- умения строить отношения в группе на основе взаимоуважения и взаимопомощи, находить
выход из конфликтных ситуаций, не обижать других, прощать обиды, заступаться за
слабых, проявлять солидарность и толерантность к другим людям, преодолевать агрессию и
гнев, сохранять душевно спокойствие.
- формы нравственного поведения, опираясь на примеры нравственного поведения
исторических личностей, литературных героев, в повседневной жизни.
- умения оценивать свои поступки в соответствии с этическими нормами, различать хорошие и
плохие поступки.
20

умения признаться в плохом поступке и проанализировать его.
способность брать ответственность за свое поведение, контролировать свое поведение по
отношению к другим людям.
- способность выражать свои мысли и взгляды, а также возможность влиять на ситуацию.
- способность участвовать в различных видах совместной деятельности и принятиирешений.
- представления о правилах поведения, о влиянии нравственности на здоровье человека и
окружающих людей.
- первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях, о правилах
этики.
- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и
действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
- представление о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние
человека некоторых компьютерных игр, кино и телевизионных передач.
2 Способствовать усвоению ребенком норм и ценностей, принятых в культуре семейских,
включая моральные и нравственные ценности.
-

Направление «Формирование семейных ценностей»
1.Развивать у ребенка:
- представление о семье, роде, семейных обязанностях, семейных традициях.
- уважение к свой семье, фамилии, роду.
- представление о материнстве, отцовстве, о ролевых позициях в семье.
- чувства уважения к собственной семье, к семейным традициям, праздникам, к семейным
обязанностям.
- чувства осознания семейных ценностей, ценностей связей между поколениями.
- терпимое отношение к людям, участвующим в воспитании ребенка.
- умения достигать баланс между стремлениями к личной свободе и уважением близких людей,
воспитывать в себе сильные стороны характера, осознавать свои ценности, устанавливать
приоритеты.
- навыки конструктивного общения и ролевого поведения.
- интерес к биографии и истории семьи других детей.
2Создавать условия для формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье, к своему роду и предкам.
Направление «Формирование основ гражданской идентичности»
1. Развивать у ребенка:
- представления о символах государства – Флаге, Гербе Российской Федерации, о флаге и гербе
субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательная организация;
- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России.
- высшие нравственные чувства: патриотизм, гражданственность, уважение к правам и
обязанностям человека.
- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе.
- уважительное отношение к русскому языку как государственному, а также языку
межнационального общения.
- стремление и желание участвовать в делах группы.
- уважение к защитникам Родины
- представления о героях России и важнейших событиях истории России и ее народов.
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта
Российской Федерации, края, в котором находится образовательная организация.
2. Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях и традициях семейских Забайкалья.

21

Направление «Формирование основ межэтнического взаимодействия (воспитание
уважения к людям других национальностей)»
Развивать у ребенка:
- умение воспринимать собственные взгляды как одну из многих различных точек
зрения. - представления о народах России, об их общей исторической судьбе.
- интерес к разным культурам, традициям и образу жизни других
людей. - уважение к культурным и языковым различиям.
- сознательное негативное отношение к проявлению доступных его пониманию форм
дискриминации или оскорблений (например, неуважение, частично неосознанное
игнорирование) или обобщение с социальными маргинальными группами, языковыми и
этническими меньшинствами.
- умение уважать непохожесть других людей, даже если дети до конца не понимают
ее. - способы взаимодействия с представителями разных культур.
- способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
других национальностей, становлению
самостоятельности,
целенаправленности
и
само регуляции собственных действий на примерах из жизни семейских.
2Создать благоприятную среду для формирования толерантных установок, повышать интерес к
национальной культуре, быту, традициям как русского, так и бурятского народов.
Направление «Формирование основ социокультурных ценностей
(воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях)»
1Развивать у ребенка:
- представления о душевной и физической красоте человека.
- эстетические вкусы, эстетические чувства, умение видеть красоту природы, труда и творчества.
- интерес к произведениям искусства, литературы, детским спектаклям, концертам, выставкам,
музыке.
- интерес к занятиям художественным творчеством и желание заниматься творческой
деятельностью.
- бережное отношение к фольклору, художественным промыслам и ремеслам, произведениям
культуры и искусства, зданиям, сооружениям, предметам, имеющим историкокультурную значимость, уникальных в историко-культурном отношении.
- интерес к народным промыслам и желание заниматься техниками, используемыми в
народных промыслах.
- способность с уважением и интересом относится к другим культурам.
-отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
2Формирование интереса к эстетической стороне культуры семейских, способности
эмоционально воспринимать уникальное искусство старообрядцев.
Направление « Формирование основ экологической культуры (воспитание ценностного
отношения к природе, окружающей среде)»
Развивать у ребенка:
- интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли
человека в природе.
- чуткое, бережное и гуманное отношение ко всем живым существам и природным ресурсам.
- умение оценивать возможность собственного вклада в защиту окружающей среды и
бережного обращения с ресурсами.
- начальные знания об охране природы.
- первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на
человека. - представления об особенностях здорового образа жизни.
- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни на примере жизни
семейских Забайкалья.
2. Способствовать формированию основ безопасного поведения семейских в природе и быту.
22

Направление «Воспитание культуры труда (воспитание трудолюбия, творческого
отношения к труду)»
Развивать у ребенка:
- уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников.
- начальные представления об основных профессиях, о роли знаний, науки, современного
производства в жизни человека и общества.
- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации
проектов.
- умения проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в
выполнении трудовых заданий, проектов.
- умения соблюдать порядок в процессе игровой, трудовой, продуктивной и других видах
деятельности.
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей.
- отрицательное отношение к лени и небрежности в различных видах деятельности,
небережливому отношению к результатам труда людей.
3 Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества семейских
Забайкалья.
Направление ЗОЖ и Безопасность
«Основы здорового образа жизни »
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:
- формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и
потребности в здоровом образе жизни;
- формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому
образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
- создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для
регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в
том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее
использования;
- развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику вредных привычек;
- предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в
иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий
физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями
детей;
- использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального
поведения;
- содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к
участию в них детей.

23

2.1.
Виды и формы деятельности
Виды деятельности:
игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними),
восприятие художественной литературы и фольклора,
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,
пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Формы организации деятельности
игра, игровое упражнение, игра-путешествие, занятие;
тематический модуль, коллекционирование,
чтение, беседа/разговор, ситуации,
конкурсы, викторины, коллективное творческое дело,
проекты, эксперименты, длительные наблюдения, экологические акции, экскурсии,
пешеходные прогулки.
праздники, развлечения, физкультурно-спортивные соревнования,
театрализованные игры, инсценировки
2.5 Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в МБДОУ Детский сад «Подснежник» воспитательной
работы осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью
выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с
привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной
работы в МБДОУ Детский сад «Подснежник», являются:
1.
принцип
гуманистической
направленности
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
воспитанниками и педагогами;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей –
это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей
и другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей.
Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа,
организуемого в МБДОУ Детский сад «Подснежник» воспитательного процесса являются:
24

1.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников. Критерием,на
основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития
воспитанника каждой группы. Осуществляется анализ воспитателями совместно со старшим
воспитателем с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета
МБДОУ Детский сад «Подснежник».
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов
сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы
личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие
проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее
предстоит работать педагогическому коллективу.
2.
Состояние организуемой в МБДОУ Детский сад «Подснежник» совместной
деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной
деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заведующим и старшим воспитателем,
воспитателями. Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при
необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании
педагогического совета МБДОУ Детский сад «Подснежник».
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
качеством проводимых мероприятий ДОУ;
качеством совместной деятельности воспитателей и родителей;
качеством проводимых экскурсий, походов;
качеством организации творческих соревнований, праздников и фольклорных
мероприятий.
Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в МБДОУ Детский сад
«Подснежник» является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу

25

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ВОСПИТАНИЯ

УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

3.1. Нормативно-правовое обеспечение реализации Программы воспитания
Основой разработки рабочей программы воспитания являются положения
следующих документов:
3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании12 декабря
1993 г.) (с поправками);
4. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
5. Федеральный Закон от
28 июня 2014 г. № 172-ФЗ
«О стратегическом
планировании в Российской Федерации»;
6. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г, (ФГОС ДО).
8. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р об
утверждении Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
год
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р об
утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р об
утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025
года;
3.2 Методическое обеспечение реализации Программы воспитания
Методический шлейф программы состоит из пособий, представляющих ее методическое
обеспечение и представляющих собой единый программно-методический комплекс:
Методические пособия:
-Б у р е Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3–7 лет).
-П е т р о в а В. И., С т у л ь н и к Т. Д. Этические беседы с деть ми 4–7 лет.
-Наглядно-дидактические пособия:
Серия «Мир в картинках»: «Государственные символы России»; «День Победы».
Серия «Рассказы по картинкам»: «Великая Отечественная война в произведениях художников»;
«Защитники Отечества».
Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о достопримечательностях Москвы»;
«Расскажите детям о Московском Кремле»; «Расскажите детям об Отечественной войне 1812
года».
- К у ц а к о в а Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3–7 лет.
-Б е л а я К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3–7 лет).
-С а у л и н а Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3–7 лет).
-Наглядно-дидактические пособия Б о р д а ч е в а И. Ю. Безопасность на дороге.
-Б о р д а ч е в а И. Ю. Дорожные знаки: Для работы с детьми 4–7 лет.
-Гу б а н о в а Н. Ф. Развитие игровой деятельности.
-В е р а к с а Н. Е., В е р а к с а А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
-В е р а к с а Н. Е., Га л и м о в О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность
дошкольников (4–7 лет).
- К р а ш е н и н н и к о в Е. Е., Х о л о д о в а О. Л. Развитие познавательных способностей
дошкольников (5–7 лет).

26

- П а в л о в а Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3–7
лет).
-Ш и я н О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке (3–7 лет)
-Наглядно-дидактические пособия Серия «Играем в сказку»: «Репка»; «Теремок»; «Три
медведя»; «Три поросенка».
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Ознакомление с предметным окружением и социальным миром
-Д ы б и н а О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением(6–7 лет).
Серия «Рассказы по картинкам»: «В деревне»; «Кем быть?»; «Мой дом»; «Профессии».
Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о бытовых приборах»; «Расскажите детям о
космонавтике»; «Расскажите детям о космосе»; «Расскажите детям о рабочих инструментах»;
«Расскажите детям о транспорте», «Расскажите детям о специальных машинах»; «Расскажите
детям о хлебе».
-программа по приобщению детей дошкольного возраста к истории и культуре семейских
Забайкалья «Родники» и УМК к ней:
•
Книга для рассматривания и чтения с детьми старшего дошкольного возраста «История
старообрядчества в стихах и картинах»
•
Энциклопедия для детей дошкольного возраста «Культура семейских Забайкалья»
•
Методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей «Реализация воспитательного
потенциала педагогики семейских Забайкалья в работе с семьей»
•
Рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста «Домовая роспись семейских
Забайкалья»
•
Сборники конспектов образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного
возраста
•
Электронно – образовательные ресурсы, включающие комплект аудио и видеоматериал.
3.3 Материально-техническое обеспечение программы воспитания
Материально-техническое
обеспечение
воспитательного
процесса
соответствует
Требованиям к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы
воспитания. Техническ ие средства обучения и воспитания в полной мере отвечают поставленно
й воспитывающей цели, задачам,видам,
формам, методам, средствам и содержанию
воспитательной деятельности, учитывают специфику ДОУ, специальные потребности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и соответствуют установленным
государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам.
Условия труда и жизнедеятельности детей отвечают требованиям охраны труда. Материальнотехническая база периодически претерпевает преобразования, трансформируется для
стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей.
I Организационное направление:
Вид помещения:
1. кабинет заведующего
Основное предназначение
Индивидуальные консультации,
Беседы с педагогическим персоналом и родителями.
Оснащение:
Библиотека нормативной правовой документации.
Документация по содержанию работы в учреждении по данной тематике.
Компьютер, принтер, факс, интернет.
2.
Методический кабинет
Основное предназначение:
Осуществление методической помощи педагогам.
Организация консультаций, педсоветов, семинаров, и других форм повышения
педагогического мастерства.
Выставка дидактических и методических материалов для организации работы с детьми
по различным направлениям.
27

Оснащение:
Компьютер, принтер, сканер, мультимедиа, ноутбук, фотокамера, фотоаппарат,
интерактивная доска, интернет.
Учебно –методический комплекс по приобщению детей старшего дошкольного возраста к
истории и культуре семейских Забайкалья «Цветок в янтаре».
Библиотека педагогической, научной, исторической, методической, детской литературы,
периодических изданий.
Демонстрационный и раздаточный материал.
Опыт работы педагогов.
Документация по содержанию воспитательной работы учреждения (рабочая
программа воспитания, календарный план, годовой план, протоколы педсоветов.)
3. Музыкальный и физкультурный зал:
Основное предназначение:
Музыкальные и физкультурные занятия.
Утренняя и оздоровительная
гимнастики.
Развлечения, тематические, музыкально-физкультурные досуги.
Театральные представления, праздники.
Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей
Оснащение:
Музыкальный центр, видео и аудиотека, пианино, компьютер, видеопроектор, экран
домашний кинотеатр, микрофоны, стойка для микрофона, колонки.
Куклы в национальных костюмах, озвученные и не озвученные народные
музыкальные инструменты, изделия народного творчества разных народов.
Театры разных видов с куклами в костюмах. Детские и взрослые костюмы.
Картотеки песен-инсценировок, игр, танцев.
Аудио, видео, нотные хрестоматии песен, частушек.
Хрестоматия устного народного творчества, художественная литература.
Музыкально озвученные книги.
Спортивное оборудование для игр.
4.
Коридоры ДОО.
Основное предназначение:
Информационно – просветительская работа с сотрудниками учреждения и родителями.
Информация для воспитанников
Оснащение:
Стенды для родителей.
Стенды для сотрудников
Выставки детского творчества
Мини-музеи
Макеты («Семейская изба», «Семейское подворье» и др.)
Выставки коллекций
5.Зеленая зона участка.
Основное предназначение
Прогулки, наблюдения.
Игровая деятельность.
Самостоятельная двигательная деятельность.
Трудовая деятельность на участке, огороде, цветниках,
клумбах. Оснащение:
огород,
участок лекарственных трав, цветники, клумбы.
Экологическая тропа
Уголок леса.
28

Сад «Кустарники Бурятии»
Малые архитектурные формы.
Материал для трудовой деятельности на участке: лопатки, совки, грабли, рыхлители,
перчатки, ведерки и т. д.
6. Групповые комнаты.
Основное предназначение:
Проведения режимных моментов.
Совместная и самостоятельная деятельность.
Образовательная деятельность в соответствии с программой.
Оснащение:
Центры активности детей.
Макеты и маркеры игрового пространства.
Сюжетные ширмы
Лэпбуки.
Стена для детского творчества
Материалы для сюжетно – ролевых игр.
Мини-музеи
Ленты времени
Коллекции(костюмов, кукол, игрушек и т.д.).
Огород на окне.
Уголок ручного труда (вязание половиков, плетение корзин, лепка из соленого теста и
т.д.).
Картотеки игр, инсценировок, потешек, считалок, загадок, пословиц и поговорок и т.д.
Домашний кинотеатр для просмотра видеофильмов
Музыкальный центр, аудиотека песен
Библиотека с литературой для информации
Ноутбук для работы с информационными ресурсами.
7. Приемная комната
Основное предназначение:
Информационно-просветительская работа с родителями.
Оснащение:
Информационные стенды для родителей
выставка детского творчества.
Мини-музеи.
II Познавательное развитие.
1
Детский
кинотеатр
Основное предназначение:
Расширение представлений детей
накопление познавательного опыта.
Оснащение:
Экран, видеопроектор,
Компьютер
колонки.
Видеотека фильмов.
записи
концертов
2
Игровая
комната
Основное предназначение:
Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх.
Оснащение:
атрибуты к сюжетно-ролевым играм
Игрушки.
29

мягкие модули.
3 Интерактивный музей
Основное предназначение:
Создание условий для формирования интереса дошкольников к истории и культуре семейских
посредством организации музейной, педагогической деятельности с использованием
интерактивных методик и современных информационных технологий.
Оснащение:
Макет «Семейская изба»
центр творчества
центр ручного труда
центр познания
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно - пространственная среда (далее РППС) становится основой для
организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого
ребенка. При проектировании РППС учитываются особенности образовательной деятельности,
социокультурные условия, требования программы, возможности и потребности участников
образовательной деятельности. РППС – часть образовательной среды, представленная
специально организованным пространством, материалами, оборудованием, электронными
образовательными ресурсами и средствами обучения. В соответствии со Стандартом,
развивающая предметно- пространственная среда :
1. Содержательно-насыщенная.
- «Центр познания» включающий средства обучения технические и информационные;
оборудование, обеспечивающее познавательную, исследовательскую и творческую активность
детей. Данный центр представлен в виде мини-музея, виртуального музея, краеведческого
уголка, коллекций, детского кинотеатра, ленты времени. В зависимости от поставленных задач, в
нем представлены как обзорные материалы по всем темам, так и отдельные экспонаты по узкой
теме исследования. В данном центре педагог создает условия ребенку для работы над детским
исследовательским проектом.
- «Центр творчества» с возможностью самовыражения детей в продуктивной творческой
деятельности и активизации творческих способностей детей. В данном центре представлены
образцы, схемы последовательности выполнения и альбомы для раскрашивания. Созданы
условия для творческих работ в разной технике для детей по данной теме. Представлена
выставка работ (поделок, картин, фотографий, игрушек) детей, родителей, художников и
народных мастеров. Здесь же представлен материал о народных умельцах
- «Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр. В
этом центре такие элементы, как дом ( в форме настольного или напольного макета, ширмы);
наборы элементов женского и мужского костюма; детские копии кухонной утвари и мебели;
набор кукол в костюмах; набор игрушек домашних животных; детские копии атрибутов
подворья; детские копии орудий труда и т.д.
- «Литературный центр», способствует литературному и речевому развитию дошкольников.
Материал представлен в лэпбуках, в книжках- раскрасках и книжках-малышках. Обязательно
наличие выставки книг, журналов, альбомов, фотографий. Аудиозаписи со стихами, преданиями
из хрестоматии «Цветок в янтаре» и записанные воспоминания старожилов-старообрядцев;
аудиосказки, аудиоспектакли.
- В «спортивном центре», для развития двигательной активности детей присутствуют атрибуты
для игр праздников и развлечений.
- «Музыкальный центр» обеспечивает развитие музыкальных способностей. Здесь могут быть
представлены видео-аудио записи песен и элементов пляски, коллекции частушек, музыкальные
книжки для оркестровки частушек, иллюстрации к песням, музыкальные инструменты,
дидактические игры.
- «Центр ручного труда» для экспериментирования с материалами, доступными детям и
30

обеспечивающий развитие трудовых навыков и умений. Здесь представлены материалы и
атрибуты для девочек(вязание половиков, украшение лент, изготовление янтарей и кукол,
семейских кулинарных изделий из теста, плетение поясов) и мальчиков(плетение корзин,
постройка избы ). Здесь же представлен материал о семейских народных умельцахрисовальщицах, плотниках, мастерах по резьбе по дереву, ткачихах, вышивальщицах, мастеров
по бересте, по изготовлению орудий труда из дерева и т.д.
2. трансформируемой т.е. обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от

образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей.
Это сборно –разборные модели из деревянных пластин для создания различных построек(домов
и подворья), ширмы с меняющимися декорациями игр. а также оборудование одного центра
может стать условиями для творчества в другом центре.
3. полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования
составляющих РППС в разных видах детской активности. Например, оборудование одного
центра может стать условиями для творчества в другом центре.( настольный макет «Семейская
изба» может использоваться, как для сюжетной игры, так и для театральной деятельности детей).
3доступной – в интерактивном музее обеспечивается свободный доступ воспитанников (в том
числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Ведь главное здесь не
создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем
его действенного познания. В нем созданы все условия для реализации данной программы.
Помещение до мельчайших подробностей имитирует семейскую избу в натуральном виде. Но
все атрибуты расположены не в виде экспонатов, а представлены для продуктивной творческой и
игровой деятельности детей. Дети могут не только самостоятельно исследовать предметы,
играть с ними, но и выполнять различные творческие работы (рисовать, петь, стряпать, вязать и
т.д.).
4 безопасной – все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и
безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования
Интернетом. РППС организуется по принципу небольших полузамкнутых
микро
пространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами
в 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному
перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками.

31

Приложение1
Календарный план воспитательной работы
МБДОУ Детский сад «Подснежник» на учебный год
Направление
Событие (модуль)

Время
проведения
сентябрь

Октябрь

Ноябрь

- Развитие социокультурных ценностей
- экологической культуры
- культуры труда

«Золотая осень к нам пришла»

- ЗОЖ и безопасность
- формирование основ гражданской
идентичности; - ЗОЖ и безопасность
- развитие нравственной культуры

День здоровья
День отца

- Формирование основ семейных и гражданских
ценностей

День рождения детского сада
День матери
Дружба начинается с улыбки

- формирование

основ
межэтнического
взаимодействия;
воспитание культуры труда
формирование основ социокультурных ценностей;

Декабрь

Январь

Февраль

Апрель

Новый год

- ЗОЖ и безопасность
- формирование основ социокультурных ценностей;

«Моя безопасность» (ПДД,
безопасность на льду
терроризм, ГО и ЧС)
Рождество

- формирование основ межэтнического

Сагаалган

Июнь

Июль

Август

-

Акция «Огонь - друг, огонь враг»

День защитника отечества

- формирование основ экологической культуры;

Международный женский день 8
марта

- развитие нравственной культуры
- формирование основ межэтнического
взаимодействия;
- развитие основ нравственной культуры;

День птиц
Пасха

- воспитание культуры труда
- формирование основ межэтнического
взаимодействия;
- формирование основ гражданской идентичности;
- формирование основ гражданской идентичности;
- развитие основ нравственной культуры;

Май

День бабушек и дедушек

- ЗОЖ и безопасность

взаимодействия;
- формирование основ гражданской идентичности;
Март

День гражданской обороны

День космонавтики
Акция «Очистим планету от
мусора»
Акция «Зеленая планета»
День Победы
День защиты детей
День России

- ЗОЖ и безопасность

Акция «Вода - друг, вода - враг»

формирование основ социокультурных ценностей;
воспитание культуры труда
воспитание экологической культуры
- формирование основ гражданской идентичности;

День семьи и верности
Сохраняя традиции
старообрядцев (ЗОЖ)

- ЗОЖ и безопасность

День государственного флага
Российской Федерации
Пдд
ГТО
32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89516231618, 41-8-89

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».