22.10.2021
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Воспитание культуры
поведения у дошкольников»
Дошкольное детство – короткий, но важный период
утверждения личности. В эти годы ребенок получает начальные знания об
окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям,
к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается
характер.
Уже в младших дошкольников в различных играх и
наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и воспитания несложных
поручений необходимо формировать навыки вежливого отношения с близкими для
ребенка взрослыми и сверстниками, бережного отношения к игрушкам и вещам,
которыми все пользуются.
Понятие “культура поведения дошкольника” можно
определить как общность полезных для общества устойчивых форм ежедневного
поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Формировать у ребенка культуру деятельности –
значит воспитывать у него привычку содержать в порядке место, где она работает,
учится, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к
игрушкам, вещам, книгам. Важный показатель культуры деятельности – это
естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение ценить время. В
старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и
отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры, утреннюю
гимнастику.
Нравственное воспитание ребенка следует начинать с
самого раннего возраста и осуществлять постоянно и систематически. Оно должно
быть направлено на формирование у детей лучших моральных качеств и чувств:
патриотизма и гуманизма, любви к труду и дисциплинированности, честности и
правдивости, чувства долга и ответственности, собственного достоинства и
общественного долга, скромности, твердости воли и характера и др.. Воспитать
человека, говорили ученые, это значит воспитать у него перспективные пути.
Личный опыт общения ребенка еще очень беден,
ребенок часто может быть грубым только в силу незнания того, когда, где и как
надо поступить. Нередко дети усваивают правила хорошего тона по подражанию, наблюдая
за поведением родителей, взрослых, которые являются для них авторитетом. Хотя
осознания ребенком своего поведения, своих действий – необходимое условие
формирования общественно полезных навыков и привычек моральных норм поведения.
Только за поведением человека можно совершенно
сознательно отвечать перед обществом, коллективом, другими людьми, значение
которого он может понять и оценить с точки зрения общественной пользы и
необходимости.
Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения
детей
Когда необходимо начинать учить детей правилам
этикета?
Умение вести себя в обществе очень важно для
вхождения ребенка в это общество. Народная мудрость гласит: «Встречают по
одежке». И это касается не только внешнего вида, но и поведения человека.
Какова же «одежка» должна быть у ребенка, чтобы окружающие люди встретили с
добром его приход в мир? Учить культуре поведения необходимо практически с
пеленок. Маленький ребенок обучаем, и если родители будут настойчивы и
терпеливы, то элементарные привычки достойного поведения им удастся заложить
еще в детстве. Для младенца культура поведения выражается в элементарной
опрятности и соблюдении гигиены.
Неприятно смотреть на малыша, который, куражась над
родителями, разбрасывает руками свою еду. Нередко при этом родители или
родственники еще восхищенно ахают: «Какой озорник!» А озорник и дальше будет
продолжать в том же духе. Откуда тогда может появиться привычка культурно есть
за столом? Как только ребенок начинает есть ложкой, надо приучать его это
делать правильно, а не надеяться на «авось», на то, что с возрастом он будет
все делать правильно. Не будет, если не научится!
Далее растет ребенок, и вместе с ним должна расти
его культура пребывания в обществе.Конечно, главными объектами для подражания
выступают родители. Если в семье за столом не принято есть из красиво
сервируемой посуды, то где интересно ребенок научится красиво кушать. И совсем
не обязательно ставить каждый день парадный сервиз. Достаточно и повседневной
посуды, главное — это культура сервировки. Ребенок должен пользоваться всеми
столовыми приборами, включая нож. Будет правильно, если он с детства будет
пользоваться салфеткой — тканой или бумажной. Просто приучение к ним требует
внимания родителей, а следовательно, дополнительного времени. Но это необходимо,
поскольку красивое принятие пищи только одно из звеньев культурного человека.
Очень важно научить ребенка вести себя правильно в
общественных местах: транспорте, театре, музеях, зоопарке. Есть несколько
несложных правил, выполнение которых формирует у ребенка навыки культуры
поведения.
Прежде всего в общественных местах не принято
громко разговаривать. Особенно это касается музеев и театров. Ребенок, которого
привели в музей или театр, должен четко понимать цель прихода. Для этого дома
перед поездкой надо проговорить, как себя вести в этих местах. Конечно, одного
разговора мало. Необходима система воздействия. Если ребенок посещает театры с
малых лет, постепенно он учится правильному поведению, поскольку родители
постоянно ему подсказывают, как себя вести.
Далее, неприлично, сидя в театре, шелестеть
фантиками от конфет, есть на месте или пить воду. Для этого имеются антракт и
буфет. После действия нет необходимости бежать сломя голову в буфет. Можно
спокойно придти и все успеть. Ребенку необходимо объяснить, почему, к примеру,
в кино можно есть попкорн и пить кока-колу, а в театре нет. Нужно подробно и не
один раз рассказывать ребенку о театре, о тех требованиях, которые
предъявляются к его посетителям.
Следующее правило касается поведения ребенка на
выставках и в музеях. Необходимо научить его не трогать ничего руками, не
входить с мороженым и не подходить к экспонатам, присосавшись к бутылке с
кока-колой. Быть внимательным и слушать экскурсовода. Для того чтобы было
ребенку интересно, родителям необходимо проводить подготовительную работу.
Заинтересовать ребенка, рассказать о выставке, сформировать потребность
познакомиться с экспонатами. Тогда ребенку легче управлять своим поведением.
Воспитание у детей культуры поведения, как любое
воспитательное действие, требует от взрослых педагогических усилий.
Надо помнить, что ребенок еще не знает правил,
поэтому ему необходимо подробно и не один раз объяснить. Затем, конечно,
учитывая, что маленький ребенок очень эмоционален, формировать у него
положительное отношение к правилам. Это можно сделать с помощью бесед о
правилах, чтением маленьких рассказов, где герои ведут себя неправильно, и
обсуждением прочитанного. Ну и, конечно, самое главное, самим взрослым вести
себя правильно. Тогда ребенок, подражая взрослому во всем, будет ему подражать
и в правильном поведении.
Этикет, как элемент культуры поведения детей
Для воспитания этикета у детей необходимы следующие
условия:
Позитивный настрой (обращение по именам, похвала);
Пример взрослых (создание доброжелательной,
дружественной обстановки);
Связь с семьей (единство требований детского сада и
семьи).
Способы педагогического воздействия на детей:
Приучение (по образцу поведения);
Упражнение (повтор определенных действий);
Воспитывающие ситуации (создание условий для
применения навыка);
Поощрение (похвала);
Наказание (используется крайне редко — осуждение
негативного поступка);
Пример для подражания (наглядный пример);
Примеры из литературы (поступки героев);
Разъяснение (как и почему следует поступать в той
или иной ситуации);
Беседа (возможность высказать свое мнение).
Задача родителей и педагогов — воспитывать у
ребенка культуру общения.
УДАЧИ ВАМ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, В ЭТОМ НЕЛЁГКОМ
ТРУДЕ - ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.10.2021
Дата обновления: 01.11.2022
Дата публикации: 22.10.2021