Методические_рекомендации_к_Парциальной_программе

Методические рекомендации
к парциальной программе «Родники»

Методические рекомендации подготовлены в рамках
реализации проекта «Традиции Руси: сохранение и
развитие этнокультурного образования семейских
Республики Бурятия» с использованием гранта
Президента Российской Федерации на развитие
гражданского общества, предоставленного Фондом
президентских грантов согласно договору № 17-2-006596

Улан-Удэ
2018

УДК 373.2.016
ББК 74.102
Б 163
Рецензенты:
Леонов А.М. канд. пед. наук доцент
Лобсонова З.Б. канд. пед. наук доцент

Редакционная коллегия:
Малахова Г.И., Федотова Е.Д., Петров С.П.
Ответственный редактор:
Васильева С.В. д.и.н., доцент

Авторы:
Баженова О.Ф. заместитель заведующей по ВМР МБДОУ «Подснежник»,
заслуженный работник образования РБ, Отличник народного образования РФ.
Петрова Т.А. - музыкальный руководитель МБДОУ «Подснежник», Почетный работник
общего образования РФ.
Б 163 Методические рекомендации к парциальной программе

«Родники»
Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначены для
использования в дошкольных образовательных организациях для реализации парциальной
программы «Родники» по этнокультурному образованию семейских Забайкалья.
В представленном материале раскрывается методика ознакомления дошкольников с
историей и культурой семейских Забайкалья с использованием УМК «Цветок в янтаре» во всех
образовательных областях.
Методические рекомендации адресованы педагогам дошкольного образования детей,
специалистов в области педагогики, родителям.
УДК 373.2.016
ББК 74.102

© Баженова О.Ф., Петрова Т.А.
© МБДОУ «Подснежник» с. Бичура
© РОО «Общество культуры семейских РБ», 2018

Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Содержание по образовательным областям
2.1. Образовательная область «Познавательное развитие»
2.2. Образовательная область «Речевое развитие»
2.3. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
2.4. Образовательная область «Физическое развитие»
2.5. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
3. Обзор материалов УМК «Цветок в янтаре»
4. Рекомендации
5. Приложение
5.1. Циклограмма воспитательно-образовательного процесса по приобщению детей
дошкольного возраста к культуре и истории семейских Забайкалья
(подготовительная группа)
5.2. Циклограмма праздников, традиций и развлечений
6. Список литературы

1. Пояснительная записка
Методические рекомендации разработаны на основе Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС
ДО) и предназначены для использования в дошкольных образовательных
организациях для реализации парциальной программы «Родники» по
этнокультурному образованию семейских Забайкалья.
Данная программа - результат многолетнего опыта сохранения уникальных
культурных традиций семейских Республики Бурятия у детей старшего
дошкольного возраста МБДОУ «Подснежник».
Методические
рекомендации
содержательно
наполняет
пять
образовательных областей, соответствующих требованиям ФГОС дошкольного
образования: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное,
художественно-эстетическое развитие программы «Родники», имеющих свое
целевое направление.
Для реализации программы разработан учебно-методический комплект
(УМК) «Цветок в янтаре», который включает в себя информационные, учебные,
методические, дидактические материалы и пособия для детей, педагогов и
родительской общественности. УМК «Цветок в янтаре» - это оригинальные
авторские
разработки,
соответствующие
требованиям
Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
2. Содержание по образовательным областям
Дошкольный возрастной период является сенситивным для формирования у
детей
духовно-нравственных
представлений,
эмоционально-ценностного
отношения к культуре своего народа, чувства принадлежности к своему народу как
будущего гражданина своей страны, поэтому важна системная, содержательная
образовательная деятельность по приобщению детей к народной культуре и
истории, формированию эмоционально-ценностного отношения к культуре и
традициям своего народа.
Приобщение ребёнка к народной культуре и истории семейских Забайкалья
является одним из приоритетных направлений педагогического коллектива
МБДОУ «Подснежник». Ведь невозможно привить любовь к Родине, не зная ее
истории. Поэтому важно оглянуться назад, вернуться к своим истокам,
объединиться вокруг родных святынь, что позволит понять, сопережить,
почувствовать единение, общность с землёй отцов и дедов своих.
В основе реализации программы «Родники» и УМК «Цветок в янтаре» лежит
культурно - деятельностный подход. Образовательный процесс строится на основе
личностно - ориентированной модели взаимодействия взрослых с детьми, ребенка
со сверстниками. Ведущая форма общения взрослого с детьми – диалог,
способствующий развитию у ребенка активности, инициативности, чувства
собственного достоинства и самоуважения.
2.1. Образовательная область «Познавательное развитие»

Основная цель: Развитие у детей познавательных интересов, познавательных
способностей в процессе приобщения к истории и культуре семейских.
Задачи познавательного развития:
• Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
• Формирование познавательных действий, становление сознания
• Развитие воображения и творческой активности
• Формирование первичных представлений о себе, других людях (пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
• Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях, о традициях и праздниках семейских
Забайкалья.
Направления реализации образовательной области «Познавательное
развитие»:
1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
2. Приобщение к социокультурным ценностям.
Тема

Примерное содержание

Тема 1. « История
появления
семейских
в
Забайкалье»

- НОД «Кто такие староверы?».
- Просмотр видеофильмов на канале YouTube:
- «Семейские староверы Забйкалья»,
- «Путь Аввакума. Семейские»,
- «Сокровища Вятки -старообрядцы»,
«Кто
такие
старообрядцы,
староверы»,
«Старообрядцы».
-Рассматривание
и
чтение
книг
«История
старообрядчества в стихах и картинах» (УМК «Цветок в
янтаре»), Ф.Ф. Болонева «Семейские Забайкалья».
-Работа с инфокартой «Семейские Забайкалья».
-встречи
со
служителями
и
прихожанами
Древлеправославной церкви.
-экскурсия
по
виртуальной
галерее
«История
старообрядчества в картинах художников».

Тема 2.
«Хозяйственная
деятельность
семейских».

- НОД «Орудия труда».
-опытно - экспериментальная деятельность детей
«Семейский огород».
- видеоэкскурсия по этнографическому музею г. УланУдэ
- создание мини – музея в группе, краеведческого музея
в ДОУ.
- экскурсия в краеведческий музей.
- просмотр видеофильма « Мы – часть твоя, Великая
Россия. Тонкая нитка. Старообрядцы» (Хасурта).

«Подворье семейских. Тарбагатай»
«Моя Бурятия. Семейские»
- знакомство с детской энциклопедией «Культура
семейских Забайкалья» (УМК «Цветок в янтаре»)
- знакомство с земледельческим календарем семейских
(Проекты «Хлеборобы земли Сибирской», «Овощеводы
земли сибирской»).
Тема 3. Одежда - НОД «Семейская одежда»
- Эксурсия в краеведческий музей
семейских
- Презентация «Тайны бабушкиного сундука».
- НОД «Семейская кухня».
- мастер-класс «Готовим блюда семейской кухни»
(затерка, калачики, тарки и т.д из картотеки УМК)
- просмотр видео-роликов по изготовлению семейской
затерки, хвороста, яишни, выпечки хлеба в русской
печке.
- дегустация блюд семейской кухни.
- просмотр видеофильма «В гостях у семейских
Забайкалья».
- НОД «Музыкальное искусство семейских»
Тема 5.
- просмотр видеофильмов:
Музыкальное
«Семейская круговая. Чикой»
искусство
«Частушки. Семейские староверы. Тарбагатай»
семейских
«Семейские песни»
- знакомство с видеохрестоматией семейских песен в
исполнении народных хоров и ансамблей сел Большой
Куналей, Урлук, Тарбагатай и др.
- презентация Крюкового знаменного пения семейских.
рассматривание
фотоальбомов
«Фольклорные
ансамбли семейской песни Республики Бурятия».
Тема 6. Фольклор - экскурсия в библиотеку
- встречи с бабушками, старожилами села.
семейских
- просмотр видеофильма «Семейские» (говор).
Тема 7. Домовая - цикл занятий «Знакомство дошкольников с домовой
росписью семейских».
роспись
- презентация «Домовая роспись семейских»
семейских
- мастер –класс «Роспись утвари».
- просмотр видеофильма «Мой семейский дом –
наследие предков».
- работа с земледельческим календарем семейских
Тема 8.
Забайкалья (картотека УМК)
Праздничные
обычаи
и - знакомство с месяцесловом семейских.
- НОД «Праздники семейских» (по каждому празднику)
традиции
семейских
Тема 4.
Традиционная
кухня семейских

2.2. Образовательная область «Речевое развитие»








Основная цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения
Задачи речевого развития:
Владение речью как средством общения и культуры;
Обогащение активного словаря;
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи;
Развитие речевого творчества;
Развитие интонационной культуры речи;
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров устного народного творчества семейских;
Направления ОО «Речевое развитие»:
1. Развитие речи
2. Приобщение к фольклору семейских Забайкалья и художественной литературе.
2.3 Образовательная область «Художественно эстетическое развитие».
Основная цель: Формирование интереса к эстетической стороне культуры
семейских, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие
музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать уникальное
музыкальное искусство семейских Забайкалья.
Задачи художественно-эстетического развития:












Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания культуры
семейских (словесного, музыкального, изобразительного).
Становление эстетического отношения к окружающему миру;
Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие
народной семейской музыки, художественной литературы, семейского фольклора;
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Направления художественно-эстетического развития:
Приобщение к искусству;
Изобразительная деятельность;
Конструктивно-модельная деятельность;
Музыкальная деятельность.
Тема
Примерное содержание
Тема 1. « История - знакомство со стихотворениями о старообрядцах:
появления
семейских
в Н.А. Некрасов отрывок из поэмы «Дедушка»,
Забайкалье»
Ф.Ф. Болонев «Цветок в янтаре», «Мое село»

Амарсаны Улзытуев «Семейские»,
Ю. Оргин « Помню деревню за рекою» и др.
- чтение стихотворений авторов –старообрядцев:
П. Антропов «Предки»,
И. Полубояринова «Раскол»,
И. Парамонов «Боярыня Морозова»,
А. Золотухина «В память деда»,
П. Долгов «Старообрядцы»,
П. Шмаков «Старовер»,
Л.В. Серебренникова «Повесть о первом жителе села
Бичура» и др.
- знакомство с преданиями о протопопе Аввакуме:
«О жизни Аввакума до Никона»,
«Аввакум –проповедник правды»,
«Богоданный ум»,
«Об Аввакуме –страдальце»,
«За что Аввакум пострадал»,
«Как Аввакум попал в Сибирь» и др.
- знакомство с легендами:
«Легенды о Бичурской земле».
- Чтение рассказов о переселении староверов в
Забайкалье:
«Как мы поселились в Бичуре»,
«О первых поселенцах»,
«За свою веру»,

«О встрече семейских с бурятами»,
«Родословная Рыжаковых» и др.
Тема 2.
«Хозяйственная
деятельность
семейских».

(из материалов хрестоматии «Цветок в янтаре»)
- Работаем экскурсоводами «Лента времени» (как
менялись орудия труда и предметы быта в течение
времени)
- лэпбук «Семейское подворье»
- Дидактические игры:
пазлы «Орудия труда», «Предметы быта».
«Убери лишнее».
«Волшебные окна» (определитель).
«Найди женские (мужские) орудия труда».
- альбомы для рассматривания
«Предметы быта».

«Орудия

труда»,

- работа со словарем Юмсуновой Т.Б «Словарь говоров
семейских».
- знакомство с пословицами и поговорками семейских о
работе и труде.
Тема 3. Одежда - беседы со старожилами села «В чем ходили наши
бабушки».
семейских
-дидактические игры:
«Одень куклу», «Что здесь лишнее», «Что для девочки, а
что для мальчика?» и др.
- рассматривание альбомов «Семейская одежда»
- Работа со словарем «Название элементов семейской
одежды».
- лэпбук «Одежда семейских»

Тема 4.
Традиционная
кухня семейских

- дидактические игры:
«Сложи картинку»,
лишнее» и др.

«Выбери

ингредиенты»,

«Что

- рассматривание альбомов «Блюда семейской кухни»,
«Утварь».
-знакомство с пословицами и поговорками, частушками
из материалов хрестоматии «Цветок в янтаре».
- разучивание частушек, песен – инсценировок из
хрестоматии «Цветок в янтаре».

Тема 5.
Музыкальное
искусство
семейских
Тема 6. Фольклор - знакомство с хрестоматией «Цветок в янтаре»
семейских

Тема 7. Домовая - чтение книжек-малышек по домовой росписи
роспись
- разучивание стихов о элементах домовой росписи
семейских
- работа со словарем по знакомству с элементами
домовой росписи.
- дидактические игры:

Тема 8.
Праздничные
обычаи
традиции
семейских
2.3

«Дорисуй узор», «Посмотри и раскрась», «Нарисуй
узор» и др.
- разучивание рождественских стихов, святочных
колядок, закличек, примет, оборотов семейской речи из
и хрестоматии «Цветок в янтаре».

Образовательная

область

«Художественно

эстетическое

развитие».

Основная цель: Формирование интереса к эстетической стороне культуре
семейских, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие

музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать уникальное
музыкальное искусство семейских Забайкалья.
Задачи художественно-эстетического развития :


Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
культуры семейских (словесного, музыкального, изобразительного).



Становление эстетического отношения к окружающему миру;



Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие
народной семейской музыки, художественной литературы, семейского
фольклора;



Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;



Реализация

самостоятельной

творческой

деятельности

(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Направления художественно-эстетического развития:


Приобщение к искусству;



Изобразительная деятельность;



Конструктивно-модельная деятельность;



Музыкальная деятельность.

Тема

Примерное содержание

Тема 1. « История - Разучивание игры – инсценировки «Жил я у пана»
появления
семейских
в - слушание старообрядческого церковного пения
Забайкалье»
(духовных стихов и знаменного пения): «Ввозшед на
небеса»
«Волсви персидстии»,
«Милость мира» и др.
- разучивание стихов:
В.Ф. Пантелеевой «Семейские»,
В.Н. Рябова «Поселились наши предки за Байкалом» и

детей

Тема 2.
«Хозяйственная
деятельность
семейских».

др.
- работа в альбомах для раскрашивания:
«Самопрялка», «Ставни», «Кудри» и др.
- слушание семейских народных песен:
«Скочил козел в огород», «Уш у Аннушки у пеце» и др.

- знакомство с загадками, колыбельными песнями,
закличками, приметами семейских.
Тема 3. Одежда - Детский исследовательский проект «Как шили Варе
сарафан».
семейских
- Разучивание семейских частушек, где упоминаются
элементы семейской одежды.
- цикл занятий по аппликации «Украшение семейского
костюма» и ручному труду «Семейский пояс»,
«Янтари», «Кукла-самоделка в семейском сарафане из
бумаги».
- кружковая работа с девочками по изготовлению
накосника и девичей повязки на голову
Тема 4.
Традиционная
кухня семейских

Тема 5.
Музыкальное
искусство
семейских

- Конкурс – дефиле «Мой семейский сарафан».
- Цикл занятий по ручному труду с использованием
соленого теста «Семейские постряпушки», из
пластилина «Утварь для кухни».
- разучивание частушек, где упоминаются семейские
блюда.
работа
с
музыкально-озвученными
книгами
«Семейские песни», «Частушки».
- встречи с фольклорными коллективами
исполнителями народных семейских песен.

и

- разучивание элементов семейской народной пляски.
- цикл занятий по слушанию семейских народных песен.
Тема 6. Фольклор - викторины «Знатоки семейских пословиц и поговорок»

семейских

- рисунки детей «Нарисуй загадку».
- соревнования частушечников: «Кто больше знает
семейских частушек», между мальчиками и девочками.
- выставка детских рисунков «Предания и легенды
семейских Забайкалья».

- создание мультфильмов по сказкам и потешкам.
Тема 7. Домовая - работа в рабочей тетради «Домовая роспись».
роспись
- рассматривание альбомов «Домашняя утварь»,
семейских
«Семейские дома» и т.д.
Тема 8.
Праздничные
обычаи
традиции
семейских

- работа в альбомах для раскрашивания
- праздники «Пасха», «Троица», «Рождество» и т.д.
и - развлечения «Посиделки», «Вечорки» и т.д.
- сетевое взаимодействие с другими ДОУ по
диссеминации опыта проведения праздников и
развлечений по приобщению детей дошкольного
возраста к истории и культуре семейских.
- продуктивная творческая деятельность детей.

2.4. Образовательная область «Физическое развитие»
Основная цель:
Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья и здорового
образа жизни на основе знакомства с культурой семейских Забайкалья.
Задачи образовательной области «Физическое развитие»:
• Развитие физических качеств;
• Овладение народными подвижными играми с правилами семейских Забайкалья;
• Становление ценностей здорового образа жизни и овладение элементарными
нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме,
закаливании, при формировании полезных привычек) на примере жизни
старообрядцев-семейских.
Направления образовательной области «Физическое развитие»:
1. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
2. Физическая культура.
Тема
Примерное содержание

Тема 1. « История - беседа о здоровом образе жизни старообрядцев –
появления
семейских.
семейских
в
Забайкалье»
Подвижные игры:
-«Шагайки».
- по типу Ловишки (плюшки, пятнашки, ляпки).
Тема 2.
«Хозяйственная
деятельность
семейских».

- «На Москву».
- презентация «Здоровая пища со своего огорода».
Подвижные игры:
- Лапта
- «Капустка»
- Зоска

- урожайные игры: «Пашем землю», «Пахари и жнецы»,
«Бороним поле».
Тема 3. Одежда - Кулюкушки (прятки)
семейских
- встречи со старожилами села, беседа о здоровом
Тема 4.
питании семейских.
Традиционная
кухня семейских
Карусель с лентами
Тема 5.
Музыкальное
искусство
семейских
Тема 6. Фольклор - разучивание считалок
семейских
Игры:
«В колдуна», «В попа».
Тема 7. Домовая
роспись
семейских
Дидактическая
Тема 8.
Праздничные

игра

«Постная

пища»,

«Обрядовая

обычаи
традиции
семейских

и пища».
- Катание яиц на Пасху
- игры на качелях

2.5. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Основная цель:
позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Задачи:
1. Способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в культуре семейскихстарообрядцев, включая моральные и нравственные ценности.
2. Способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и
сверстниками;

становлению

самостоятельности,

целенаправленности

и

саморегуляции собственных действий на примерах из жизни семейских.
3. Создавать условия для формирования уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье, к своему роду и предкам.
4. Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества
семейских Забайкалья.
5. Способствовать формированию основ безопасного поведения старообрядцев семейских в быту и природе.
Тема

Примерное содержание

Тема 1. « История - реализация детско-взрослых проектов:
появления
семейских
в «Мы – семейские!»,
Забайкалье»

«Моя родословная»,
Тема 2.
«Хозяйственная
деятельность
семейских».

«Бабушкина икона» и др.
- детские исследовательские проекты:
«Один день из жизни семейской женщины»,
«Самопрялка – самопрялочка», «Чудо из глубины
веков» (люлька) и др.
- Кружковая работа:
«Вязание половиков» (девочки)
«Плетение корзин» (мальчики)
- сюжетно-ролевые игры с макетом «Семейская изба».

- конкурсы «Бравые и удалые» для мальчиков и девочек
Тема 3. Одежда - Создание коллекций:
семейских
детские и взрослые семейские костюмы,
пояса, янтари и запонки, платки куклы в семейских
костюмах и кукол самоделок.

Тема 4.
Традиционная
кухня семейских

Тема 5.
Музыкальное
искусство
семейских

- детский исследовательский проект «В гостях у
бабушки Хавроньи» (знакомство с семейским поясом).
- Сюжетно-ролевая игра «Готовим по – семейски»
- ярмарка
бабушкой»

семейских блюд «Стряпаем

вместе с

- детский исследовательский проект «Рецепты моей
бабушки» (изготовление домашней лапши)
- Детский исследовательский проект «Частушки моего
села».
- конкурс ДОУ «Пой, гармонь, звени, частушка!»

- встречи с фольклорными коллективами семейской
песни
Тема 6. Фольклор - проект «Знакомство с бытом и культурой семейских

через театральную деятельность»

семейских

- выполнение домашних заданий вместе с родителями
Тема 7. Домовая - детский исследовательский проект «Мастер золотые
руки» ( о творчестве Савельева С.К.)
роспись
семейских
- выставка детских работ (рисунков и поделок)
- кружковая работа с одаренными детьми
- фестиваль «Семейские янтари»

Тема 8.
Праздничные
обычаи
традиции
семейских

научно-практическая
и традиции»

конференция

«Бережем

3. Обзор материалов УМК «Цветок в янтаре»
Программа «Родники» и УМК «Цветок в янтаре» могут быть использованы в
системе дошкольного, начального общего и дополнительного образования.
Методические и дидактические пособия могут применяться как в целом, так и по
отдельным образовательным областям, в сочетании с любой примерной основной
образовательной

программой дошкольного образования, для индивидуальной

работы с детьми.
УМК «Цветок в янтаре» включает следующие пособия:
3.1. Детская энциклопедия для детей дошкольного возраста
«Культура семейских Забайкалья»
Детская энциклопедия для
Забайкалья»

дошкольного возраста «Культура семейских

предлагает на основе доступного текстового

материала познакомиться

и иллюстративного

с культурой и бытом семейских Забайкалья. В

энциклопедии представлены различные варианты

творческой продуктивной

деятельности: рисование, раскрашивание, работа с текстом. Детям предлагаются
увлекательные задания для развития внимания и любознательности, для
совместной деятельности ребенка с родителями. Вместе со взрослым дети
работают со справочной литературой

(с энциклопедическим

словарем и со словарем диалектов). В

энциклопедии используется фольклор

семейских - загадки, частушки пословицы и поговорки, предания.

Издание

предназначено для детей в возрасте от 3-х лет, педагогам дошкольного и
дополнительного образования, родителям.
3.2. Книга для рассматривания и чтения с детьми старшего дошкольного
возраста «История старообрядчества в стихах и картинах»
Цель книги

-

предоставить детям

старшего дошкольного возраста

возможность познакомиться с историей старообрядчества. С помощью источников
литературного ряда (поэзия и проза русских авторов XIX-XXвв.), изобразительного
ряда (репродукции картин, гравюр, рисунков известных русских и российских
художников) и научного ряда (справочные материалы из энциклопедии, толкового
словаря) взрослые могут

в доступной форме рассказать детям-дошкольникам

историко - хронологическую последовательность событий того времени, объяснить
значимость того или иного явления в истории старообрядчества. Предназначена
для совместного чтения со взрослыми детям старшего дошкольного возраста.
Адресована для работы с детьми педагогам дошкольного и дополнительного
образования, родителям.
3.3. Хрестоматия для детей дошкольного возраста «Цветок в янтаре»
(устное народное творчество семейских Забайкалья)
Данное пособие знакомит детей с устным народным творчеством семейских
Забайкалья. Ориентировано на развитие речи и эстетических чувств дошкольников
через приобщение к истории и культуре семейских Забайкалья.
3.4. Сборник образовательных событий
Сборник содержит конспекты

образовательной деятельности с детьми

старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истории и культуре
семейских Забайкалья и презентации к ним. Издание адресовано педагогам
дошкольного образования, родителям.

3.5. Реализация воспитательного потенциала

педагогики

семейских

Забайкалья в работе с семьей.
Современные педагоги понимают, как важна сейчас активизация функций
семьи, поскольку уважение и любовь к традициям воспитывается именно в семье с
самого раннего возраста. Такой опыт воспитания существует в педагогике
семейских Забайкалья. Важно создать условия для полноценной реализации
многочисленных функций семьи по сохранению и передаче духовных ценностей,
нравственных установок, используя этот опыт. Ведь именно конфессиональное
объединение старообрядцев Забайкалья рассматривало мир и себя в нем через
соотношение

семья-общество-государство.

Данное

пособие

предлагает

осуществить пропаганду ценности семьи, разъяснение функций семейно-брачных
отношений, показать основы воспитания детей и ведение семейно-бытового уклада
используя педагогическую практику семейских Забайкалья. Адресовано педагогам
ДОУ, родителям, студентам педагогических вузов.
3.6. Рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста «Домовая роспись
семейских Забайкалья»
Рабочая тетрадь знакомит детей с элементами домовой росписи семейских
Забайкалья, используя разнообразный дидактический материал. В пособии даны
схемы, последовательность рисования элементов, разработаны творческие задания
(нарисуй по точкам, продолжи рисунок и т.д.) Адресовано педагогам ДОУ,
родителям.
4. Рекомендации
Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, заключается в том, чтобы
используя программу «Родники» и УМК «Цветок в янтаре» воспитывать у
дошкольников

важнейшие

духовно-нравственные

посредством

формирования

этнокультурной

и

социальные

идентичности

ценности
семейских,

проживающих на территории Республики Бурятия, в соотнесении с российской
идентичностью как многонациональной, гражданской и патриотической.

Работа

основана

на

выстраивании

новой

стратегии,

эффективно «проращивать» традиционную народную семейскую

позволяющей
культуру в

жизнь современных дошкольников. Все это осуществляется через организацию
разнообразной социокультурной деятельности детей (игровой, познавательной,
исследовательской, художественно-творческой, экскурсионной и т.д). Организация
работы определяется обращенностью к фактам, явлениям локальной истории,
географии «малой родины», её этнографическим и культурным особенностям.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно
только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных
форм детской активности и инициативы. От педагогического мастерства каждого
воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень достижений, которого
достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств.
5. Приложение
5.1. Циклограмма воспитательно – образовательного процесса по приобщению
детей дошкольного возраста к культуре и истории семейских Забайкалья
(подготовительная группа).

Дни
неде
ли
Пон
е
дель
ник

Пол НОД
ови
на
дня
I

II

втор
ник

I

Кружко
вая
работа

Совместная деятельность

Самостоятельная
деятельность

Работа в уголке книги с С дидактическими
хрестоматиями,
детской играми
энциклопедией, книгой для
чтения и рассматривания
Работа с Работа в уголке изо с
девочка рабочей
тетрадью
по
ми
домовой росписи.
«Вязани
е
половик
ов»
НОД
Работа
в
музыкальном Альбомами
по
уголке
по
слушанию для рассматривания
реализа
семейских песен, работа с

ции
парциа
льной
програ
ммы
«Родни
ки»
согласн
о
темати
ческог
о
планир
ования.
II
сред
а

I
II

четв
ерг
II
пятн I
ица

музыкальными
книгами,
игра
на
инструменте,
рассматривание альбомов.

Работа в уголке творчества:
Игры-инсценировки.
Работа в мини-музеях.
С макетами
Работа с Работа в уголке природымальчик семейский огород на окне.
ами
«Плетен
ие
корзин»
Детский кинотеатр:
Альбомами
Просмотр познавательных для раскрашивания
видеофильмов
Игровая комната:
Сюжетно-ролевые,
дидактические игры.
Уголок познания:
С музыкальными
Работа
с
лэпбуками, играми
инфокартой.
Работа в уголке творчества: С атрибутами
Ручной труд с соленым сюжетно-ролевых игр.
текстом, бумагой, тканью и
пр.

II

5.2. Циклограмма праздников, традиций и развлечений
Месяц

События
праздники

Развлечения

традиции

сентябрь
Октябрь
Ноябрь

Капустные
посиделки
Покров
Конкурс
знатоков
фольклора семейских

Декабрь
Январь

Ярмарка овощей с
семейского подворья

Концерт
семейских
фольклорных
коллективов(солистов)
Рождество,
Святки

Февраль

Зимние вечорки

Март
Апрель
Май

Пасха

Июнь
Июль

Троица

Август

Успенье

Встречи
со
старообрядцами
Конкурс «Бравые и
удалые»
Фестиваль
традиции»

«Живы

КВН
«Рецепты Экскурсия
в
бабушки Агафьи»
древлеправославную
церковь

Особенности проведения событий:
 Разрабатываются на основе тематического планирования программы «Родники».
 Проводятся с учетом месяцеслова и земледельческого календаря семейских
Забайкалья.
 Периодичность итоговых событий 1 раз в квартал после прохождения темы
программы.
Список литературы
Методическая литература:
1. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? Методические рекомендации /
Л.А. Кондрыкинская. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
2. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005
годы». – 2-е изд., испр. и доп. / М.Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 2005. - 72с.
3. Мулько, И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре :
Методическое пособие для ДОУ / И.Ф. Мулько. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 112 с.

4. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственнопатриотичеких чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов.
ДОУ // Авт.- сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. - 205 с.
5. Новицкая, М.Ю. Наследие: Патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю.
Новицкая. - М: Линка – пресс, 2003. - 200 с.
Историко-этнографическая литература о семейских Забайкалья:
1.
Болонев Ф.Ф. Семейские Забайкалья в историко-этнографических
исследованиях // Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья (вторая
половина XIX – начало XX вв.). – Новосибирск, 1978. – С. 23-46.
2.
Петров В. Интерес к судьбе предков – приобщение к культуре: Семейские в
Бурятии // Бурятия. – 1998. – 18 февр.
3.
Полищук Н.С. Быт и культура семейских // Быт и искусство русского
населения Восточной Сибири. – Новосибирск, 1975. – Ч.2: Забайкалье. – С. 102112.
4. Селищев А.М. Забайкальские старообрядцы. Семейские. - Иркутск, 1920. 81 с.
5.
Семейские в панораме веков: (Материалы I респ. краевед. конф. школьников,
с. Бичура, 23-24 апр. 1998 г.) / Сост. Т.Б. Молонова; М-во образования и науки
Республики Бурятия. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2000. – 120 с.
6.
Элиасов Л. О семейских: Ист. справка // Бурят-Монг. правда. – 1958.– 22
февр.
7.
Юмсунова Т.Б. Язык семейских - старообрядцев Забайкалья. - М., 2005. –
321с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89516231618, 41-8-89

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».