Методические рекомендации к парциальной программе «Родники» Методические рекомендации подготовлены в рамках реализации проекта «Традиции Руси: сохранение и развитие этнокультурного образования семейских Республики Бурятия» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов согласно договору № 17-2-006596 Улан-Удэ 2018 УДК 373.2.016 ББК 74.102 Б 163 Рецензенты: Леонов А.М. канд. пед. наук доцент Лобсонова З.Б. канд. пед. наук доцент Редакционная коллегия: Малахова Г.И., Федотова Е.Д., Петров С.П. Ответственный редактор: Васильева С.В. д.и.н., доцент Авторы: Баженова О.Ф. заместитель заведующей по ВМР МБДОУ «Подснежник», заслуженный работник образования РБ, Отличник народного образования РФ. Петрова Т.А. - музыкальный руководитель МБДОУ «Подснежник», Почетный работник общего образования РФ. Б 163 Методические рекомендации к парциальной программе «Родники» Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначены для использования в дошкольных образовательных организациях для реализации парциальной программы «Родники» по этнокультурному образованию семейских Забайкалья. В представленном материале раскрывается методика ознакомления дошкольников с историей и культурой семейских Забайкалья с использованием УМК «Цветок в янтаре» во всех образовательных областях. Методические рекомендации адресованы педагогам дошкольного образования детей, специалистов в области педагогики, родителям. УДК 373.2.016 ББК 74.102 © Баженова О.Ф., Петрова Т.А. © МБДОУ «Подснежник» с. Бичура © РОО «Общество культуры семейских РБ», 2018 Содержание: 1. Пояснительная записка 2. Содержание по образовательным областям 2.1. Образовательная область «Познавательное развитие» 2.2. Образовательная область «Речевое развитие» 2.3. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 2.4. Образовательная область «Физическое развитие» 2.5. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 3. Обзор материалов УМК «Цветок в янтаре» 4. Рекомендации 5. Приложение 5.1. Циклограмма воспитательно-образовательного процесса по приобщению детей дошкольного возраста к культуре и истории семейских Забайкалья (подготовительная группа) 5.2. Циклограмма праздников, традиций и развлечений 6. Список литературы 1. Пояснительная записка Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначены для использования в дошкольных образовательных организациях для реализации парциальной программы «Родники» по этнокультурному образованию семейских Забайкалья. Данная программа - результат многолетнего опыта сохранения уникальных культурных традиций семейских Республики Бурятия у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ «Подснежник». Методические рекомендации содержательно наполняет пять образовательных областей, соответствующих требованиям ФГОС дошкольного образования: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие программы «Родники», имеющих свое целевое направление. Для реализации программы разработан учебно-методический комплект (УМК) «Цветок в янтаре», который включает в себя информационные, учебные, методические, дидактические материалы и пособия для детей, педагогов и родительской общественности. УМК «Цветок в янтаре» - это оригинальные авторские разработки, соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 2. Содержание по образовательным областям Дошкольный возрастной период является сенситивным для формирования у детей духовно-нравственных представлений, эмоционально-ценностного отношения к культуре своего народа, чувства принадлежности к своему народу как будущего гражданина своей страны, поэтому важна системная, содержательная образовательная деятельность по приобщению детей к народной культуре и истории, формированию эмоционально-ценностного отношения к культуре и традициям своего народа. Приобщение ребёнка к народной культуре и истории семейских Забайкалья является одним из приоритетных направлений педагогического коллектива МБДОУ «Подснежник». Ведь невозможно привить любовь к Родине, не зная ее истории. Поэтому важно оглянуться назад, вернуться к своим истокам, объединиться вокруг родных святынь, что позволит понять, сопережить, почувствовать единение, общность с землёй отцов и дедов своих. В основе реализации программы «Родники» и УМК «Цветок в янтаре» лежит культурно - деятельностный подход. Образовательный процесс строится на основе личностно - ориентированной модели взаимодействия взрослых с детьми, ребенка со сверстниками. Ведущая форма общения взрослого с детьми – диалог, способствующий развитию у ребенка активности, инициативности, чувства собственного достоинства и самоуважения. 2.1. Образовательная область «Познавательное развитие» Основная цель: Развитие у детей познавательных интересов, познавательных способностей в процессе приобщения к истории и культуре семейских. Задачи познавательного развития: • Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации • Формирование познавательных действий, становление сознания • Развитие воображения и творческой активности • Формирование первичных представлений о себе, других людях (пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) • Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях, о традициях и праздниках семейских Забайкалья. Направления реализации образовательной области «Познавательное развитие»: 1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. 2. Приобщение к социокультурным ценностям. Тема Примерное содержание Тема 1. « История появления семейских в Забайкалье» - НОД «Кто такие староверы?». - Просмотр видеофильмов на канале YouTube: - «Семейские староверы Забйкалья», - «Путь Аввакума. Семейские», - «Сокровища Вятки -старообрядцы», «Кто такие старообрядцы, староверы», «Старообрядцы». -Рассматривание и чтение книг «История старообрядчества в стихах и картинах» (УМК «Цветок в янтаре»), Ф.Ф. Болонева «Семейские Забайкалья». -Работа с инфокартой «Семейские Забайкалья». -встречи со служителями и прихожанами Древлеправославной церкви. -экскурсия по виртуальной галерее «История старообрядчества в картинах художников». Тема 2. «Хозяйственная деятельность семейских». - НОД «Орудия труда». -опытно - экспериментальная деятельность детей «Семейский огород». - видеоэкскурсия по этнографическому музею г. УланУдэ - создание мини – музея в группе, краеведческого музея в ДОУ. - экскурсия в краеведческий музей. - просмотр видеофильма « Мы – часть твоя, Великая Россия. Тонкая нитка. Старообрядцы» (Хасурта). «Подворье семейских. Тарбагатай» «Моя Бурятия. Семейские» - знакомство с детской энциклопедией «Культура семейских Забайкалья» (УМК «Цветок в янтаре») - знакомство с земледельческим календарем семейских (Проекты «Хлеборобы земли Сибирской», «Овощеводы земли сибирской»). Тема 3. Одежда - НОД «Семейская одежда» - Эксурсия в краеведческий музей семейских - Презентация «Тайны бабушкиного сундука». - НОД «Семейская кухня». - мастер-класс «Готовим блюда семейской кухни» (затерка, калачики, тарки и т.д из картотеки УМК) - просмотр видео-роликов по изготовлению семейской затерки, хвороста, яишни, выпечки хлеба в русской печке. - дегустация блюд семейской кухни. - просмотр видеофильма «В гостях у семейских Забайкалья». - НОД «Музыкальное искусство семейских» Тема 5. - просмотр видеофильмов: Музыкальное «Семейская круговая. Чикой» искусство «Частушки. Семейские староверы. Тарбагатай» семейских «Семейские песни» - знакомство с видеохрестоматией семейских песен в исполнении народных хоров и ансамблей сел Большой Куналей, Урлук, Тарбагатай и др. - презентация Крюкового знаменного пения семейских. рассматривание фотоальбомов «Фольклорные ансамбли семейской песни Республики Бурятия». Тема 6. Фольклор - экскурсия в библиотеку - встречи с бабушками, старожилами села. семейских - просмотр видеофильма «Семейские» (говор). Тема 7. Домовая - цикл занятий «Знакомство дошкольников с домовой росписью семейских». роспись - презентация «Домовая роспись семейских» семейских - мастер –класс «Роспись утвари». - просмотр видеофильма «Мой семейский дом – наследие предков». - работа с земледельческим календарем семейских Тема 8. Забайкалья (картотека УМК) Праздничные обычаи и - знакомство с месяцесловом семейских. - НОД «Праздники семейских» (по каждому празднику) традиции семейских Тема 4. Традиционная кухня семейских 2.2. Образовательная область «Речевое развитие» Основная цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения Задачи речевого развития: Владение речью как средством общения и культуры; Обогащение активного словаря; Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; Развитие речевого творчества; Развитие интонационной культуры речи; Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров устного народного творчества семейских; Направления ОО «Речевое развитие»: 1. Развитие речи 2. Приобщение к фольклору семейских Забайкалья и художественной литературе. 2.3 Образовательная область «Художественно эстетическое развитие». Основная цель: Формирование интереса к эстетической стороне культуры семейских, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать уникальное музыкальное искусство семейских Забайкалья. Задачи художественно-эстетического развития: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания культуры семейских (словесного, музыкального, изобразительного). Становление эстетического отношения к окружающему миру; Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие народной семейской музыки, художественной литературы, семейского фольклора; Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) Направления художественно-эстетического развития: Приобщение к искусству; Изобразительная деятельность; Конструктивно-модельная деятельность; Музыкальная деятельность. Тема Примерное содержание Тема 1. « История - знакомство со стихотворениями о старообрядцах: появления семейских в Н.А. Некрасов отрывок из поэмы «Дедушка», Забайкалье» Ф.Ф. Болонев «Цветок в янтаре», «Мое село» Амарсаны Улзытуев «Семейские», Ю. Оргин « Помню деревню за рекою» и др. - чтение стихотворений авторов –старообрядцев: П. Антропов «Предки», И. Полубояринова «Раскол», И. Парамонов «Боярыня Морозова», А. Золотухина «В память деда», П. Долгов «Старообрядцы», П. Шмаков «Старовер», Л.В. Серебренникова «Повесть о первом жителе села Бичура» и др. - знакомство с преданиями о протопопе Аввакуме: «О жизни Аввакума до Никона», «Аввакум –проповедник правды», «Богоданный ум», «Об Аввакуме –страдальце», «За что Аввакум пострадал», «Как Аввакум попал в Сибирь» и др. - знакомство с легендами: «Легенды о Бичурской земле». - Чтение рассказов о переселении староверов в Забайкалье: «Как мы поселились в Бичуре», «О первых поселенцах», «За свою веру», «О встрече семейских с бурятами», «Родословная Рыжаковых» и др. Тема 2. «Хозяйственная деятельность семейских». (из материалов хрестоматии «Цветок в янтаре») - Работаем экскурсоводами «Лента времени» (как менялись орудия труда и предметы быта в течение времени) - лэпбук «Семейское подворье» - Дидактические игры: пазлы «Орудия труда», «Предметы быта». «Убери лишнее». «Волшебные окна» (определитель). «Найди женские (мужские) орудия труда». - альбомы для рассматривания «Предметы быта». «Орудия труда», - работа со словарем Юмсуновой Т.Б «Словарь говоров семейских». - знакомство с пословицами и поговорками семейских о работе и труде. Тема 3. Одежда - беседы со старожилами села «В чем ходили наши бабушки». семейских -дидактические игры: «Одень куклу», «Что здесь лишнее», «Что для девочки, а что для мальчика?» и др. - рассматривание альбомов «Семейская одежда» - Работа со словарем «Название элементов семейской одежды». - лэпбук «Одежда семейских» Тема 4. Традиционная кухня семейских - дидактические игры: «Сложи картинку», лишнее» и др. «Выбери ингредиенты», «Что - рассматривание альбомов «Блюда семейской кухни», «Утварь». -знакомство с пословицами и поговорками, частушками из материалов хрестоматии «Цветок в янтаре». - разучивание частушек, песен – инсценировок из хрестоматии «Цветок в янтаре». Тема 5. Музыкальное искусство семейских Тема 6. Фольклор - знакомство с хрестоматией «Цветок в янтаре» семейских Тема 7. Домовая - чтение книжек-малышек по домовой росписи роспись - разучивание стихов о элементах домовой росписи семейских - работа со словарем по знакомству с элементами домовой росписи. - дидактические игры: Тема 8. Праздничные обычаи традиции семейских 2.3 «Дорисуй узор», «Посмотри и раскрась», «Нарисуй узор» и др. - разучивание рождественских стихов, святочных колядок, закличек, примет, оборотов семейской речи из и хрестоматии «Цветок в янтаре». Образовательная область «Художественно эстетическое развитие». Основная цель: Формирование интереса к эстетической стороне культуре семейских, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать уникальное музыкальное искусство семейских Забайкалья. Задачи художественно-эстетического развития : Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания культуры семейских (словесного, музыкального, изобразительного). Становление эстетического отношения к окружающему миру; Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие народной семейской музыки, художественной литературы, семейского фольклора; Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; Реализация самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) Направления художественно-эстетического развития: Приобщение к искусству; Изобразительная деятельность; Конструктивно-модельная деятельность; Музыкальная деятельность. Тема Примерное содержание Тема 1. « История - Разучивание игры – инсценировки «Жил я у пана» появления семейских в - слушание старообрядческого церковного пения Забайкалье» (духовных стихов и знаменного пения): «Ввозшед на небеса» «Волсви персидстии», «Милость мира» и др. - разучивание стихов: В.Ф. Пантелеевой «Семейские», В.Н. Рябова «Поселились наши предки за Байкалом» и детей Тема 2. «Хозяйственная деятельность семейских». др. - работа в альбомах для раскрашивания: «Самопрялка», «Ставни», «Кудри» и др. - слушание семейских народных песен: «Скочил козел в огород», «Уш у Аннушки у пеце» и др. - знакомство с загадками, колыбельными песнями, закличками, приметами семейских. Тема 3. Одежда - Детский исследовательский проект «Как шили Варе сарафан». семейских - Разучивание семейских частушек, где упоминаются элементы семейской одежды. - цикл занятий по аппликации «Украшение семейского костюма» и ручному труду «Семейский пояс», «Янтари», «Кукла-самоделка в семейском сарафане из бумаги». - кружковая работа с девочками по изготовлению накосника и девичей повязки на голову Тема 4. Традиционная кухня семейских Тема 5. Музыкальное искусство семейских - Конкурс – дефиле «Мой семейский сарафан». - Цикл занятий по ручному труду с использованием соленого теста «Семейские постряпушки», из пластилина «Утварь для кухни». - разучивание частушек, где упоминаются семейские блюда. работа с музыкально-озвученными книгами «Семейские песни», «Частушки». - встречи с фольклорными коллективами исполнителями народных семейских песен. и - разучивание элементов семейской народной пляски. - цикл занятий по слушанию семейских народных песен. Тема 6. Фольклор - викторины «Знатоки семейских пословиц и поговорок» семейских - рисунки детей «Нарисуй загадку». - соревнования частушечников: «Кто больше знает семейских частушек», между мальчиками и девочками. - выставка детских рисунков «Предания и легенды семейских Забайкалья». - создание мультфильмов по сказкам и потешкам. Тема 7. Домовая - работа в рабочей тетради «Домовая роспись». роспись - рассматривание альбомов «Домашняя утварь», семейских «Семейские дома» и т.д. Тема 8. Праздничные обычаи традиции семейских - работа в альбомах для раскрашивания - праздники «Пасха», «Троица», «Рождество» и т.д. и - развлечения «Посиделки», «Вечорки» и т.д. - сетевое взаимодействие с другими ДОУ по диссеминации опыта проведения праздников и развлечений по приобщению детей дошкольного возраста к истории и культуре семейских. - продуктивная творческая деятельность детей. 2.4. Образовательная область «Физическое развитие» Основная цель: Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья и здорового образа жизни на основе знакомства с культурой семейских Забайкалья. Задачи образовательной области «Физическое развитие»: • Развитие физических качеств; • Овладение народными подвижными играми с правилами семейских Забайкалья; • Становление ценностей здорового образа жизни и овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек) на примере жизни старообрядцев-семейских. Направления образовательной области «Физическое развитие»: 1. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. 2. Физическая культура. Тема Примерное содержание Тема 1. « История - беседа о здоровом образе жизни старообрядцев – появления семейских. семейских в Забайкалье» Подвижные игры: -«Шагайки». - по типу Ловишки (плюшки, пятнашки, ляпки). Тема 2. «Хозяйственная деятельность семейских». - «На Москву». - презентация «Здоровая пища со своего огорода». Подвижные игры: - Лапта - «Капустка» - Зоска - урожайные игры: «Пашем землю», «Пахари и жнецы», «Бороним поле». Тема 3. Одежда - Кулюкушки (прятки) семейских - встречи со старожилами села, беседа о здоровом Тема 4. питании семейских. Традиционная кухня семейских Карусель с лентами Тема 5. Музыкальное искусство семейских Тема 6. Фольклор - разучивание считалок семейских Игры: «В колдуна», «В попа». Тема 7. Домовая роспись семейских Дидактическая Тема 8. Праздничные игра «Постная пища», «Обрядовая обычаи традиции семейских и пища». - Катание яиц на Пасху - игры на качелях 2.5. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Основная цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства Задачи: 1. Способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в культуре семейскихстарообрядцев, включая моральные и нравственные ценности. 2. Способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на примерах из жизни семейских. 3. Создавать условия для формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к своему роду и предкам. 4. Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества семейских Забайкалья. 5. Способствовать формированию основ безопасного поведения старообрядцев семейских в быту и природе. Тема Примерное содержание Тема 1. « История - реализация детско-взрослых проектов: появления семейских в «Мы – семейские!», Забайкалье» «Моя родословная», Тема 2. «Хозяйственная деятельность семейских». «Бабушкина икона» и др. - детские исследовательские проекты: «Один день из жизни семейской женщины», «Самопрялка – самопрялочка», «Чудо из глубины веков» (люлька) и др. - Кружковая работа: «Вязание половиков» (девочки) «Плетение корзин» (мальчики) - сюжетно-ролевые игры с макетом «Семейская изба». - конкурсы «Бравые и удалые» для мальчиков и девочек Тема 3. Одежда - Создание коллекций: семейских детские и взрослые семейские костюмы, пояса, янтари и запонки, платки куклы в семейских костюмах и кукол самоделок. Тема 4. Традиционная кухня семейских Тема 5. Музыкальное искусство семейских - детский исследовательский проект «В гостях у бабушки Хавроньи» (знакомство с семейским поясом). - Сюжетно-ролевая игра «Готовим по – семейски» - ярмарка бабушкой» семейских блюд «Стряпаем вместе с - детский исследовательский проект «Рецепты моей бабушки» (изготовление домашней лапши) - Детский исследовательский проект «Частушки моего села». - конкурс ДОУ «Пой, гармонь, звени, частушка!» - встречи с фольклорными коллективами семейской песни Тема 6. Фольклор - проект «Знакомство с бытом и культурой семейских через театральную деятельность» семейских - выполнение домашних заданий вместе с родителями Тема 7. Домовая - детский исследовательский проект «Мастер золотые руки» ( о творчестве Савельева С.К.) роспись семейских - выставка детских работ (рисунков и поделок) - кружковая работа с одаренными детьми - фестиваль «Семейские янтари» Тема 8. Праздничные обычаи традиции семейских научно-практическая и традиции» конференция «Бережем 3. Обзор материалов УМК «Цветок в янтаре» Программа «Родники» и УМК «Цветок в янтаре» могут быть использованы в системе дошкольного, начального общего и дополнительного образования. Методические и дидактические пособия могут применяться как в целом, так и по отдельным образовательным областям, в сочетании с любой примерной основной образовательной программой дошкольного образования, для индивидуальной работы с детьми. УМК «Цветок в янтаре» включает следующие пособия: 3.1. Детская энциклопедия для детей дошкольного возраста «Культура семейских Забайкалья» Детская энциклопедия для Забайкалья» дошкольного возраста «Культура семейских предлагает на основе доступного текстового материала познакомиться и иллюстративного с культурой и бытом семейских Забайкалья. В энциклопедии представлены различные варианты творческой продуктивной деятельности: рисование, раскрашивание, работа с текстом. Детям предлагаются увлекательные задания для развития внимания и любознательности, для совместной деятельности ребенка с родителями. Вместе со взрослым дети работают со справочной литературой (с энциклопедическим словарем и со словарем диалектов). В энциклопедии используется фольклор семейских - загадки, частушки пословицы и поговорки, предания. Издание предназначено для детей в возрасте от 3-х лет, педагогам дошкольного и дополнительного образования, родителям. 3.2. Книга для рассматривания и чтения с детьми старшего дошкольного возраста «История старообрядчества в стихах и картинах» Цель книги - предоставить детям старшего дошкольного возраста возможность познакомиться с историей старообрядчества. С помощью источников литературного ряда (поэзия и проза русских авторов XIX-XXвв.), изобразительного ряда (репродукции картин, гравюр, рисунков известных русских и российских художников) и научного ряда (справочные материалы из энциклопедии, толкового словаря) взрослые могут в доступной форме рассказать детям-дошкольникам историко - хронологическую последовательность событий того времени, объяснить значимость того или иного явления в истории старообрядчества. Предназначена для совместного чтения со взрослыми детям старшего дошкольного возраста. Адресована для работы с детьми педагогам дошкольного и дополнительного образования, родителям. 3.3. Хрестоматия для детей дошкольного возраста «Цветок в янтаре» (устное народное творчество семейских Забайкалья) Данное пособие знакомит детей с устным народным творчеством семейских Забайкалья. Ориентировано на развитие речи и эстетических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре семейских Забайкалья. 3.4. Сборник образовательных событий Сборник содержит конспекты образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истории и культуре семейских Забайкалья и презентации к ним. Издание адресовано педагогам дошкольного образования, родителям. 3.5. Реализация воспитательного потенциала педагогики семейских Забайкалья в работе с семьей. Современные педагоги понимают, как важна сейчас активизация функций семьи, поскольку уважение и любовь к традициям воспитывается именно в семье с самого раннего возраста. Такой опыт воспитания существует в педагогике семейских Забайкалья. Важно создать условия для полноценной реализации многочисленных функций семьи по сохранению и передаче духовных ценностей, нравственных установок, используя этот опыт. Ведь именно конфессиональное объединение старообрядцев Забайкалья рассматривало мир и себя в нем через соотношение семья-общество-государство. Данное пособие предлагает осуществить пропаганду ценности семьи, разъяснение функций семейно-брачных отношений, показать основы воспитания детей и ведение семейно-бытового уклада используя педагогическую практику семейских Забайкалья. Адресовано педагогам ДОУ, родителям, студентам педагогических вузов. 3.6. Рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста «Домовая роспись семейских Забайкалья» Рабочая тетрадь знакомит детей с элементами домовой росписи семейских Забайкалья, используя разнообразный дидактический материал. В пособии даны схемы, последовательность рисования элементов, разработаны творческие задания (нарисуй по точкам, продолжи рисунок и т.д.) Адресовано педагогам ДОУ, родителям. 4. Рекомендации Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, заключается в том, чтобы используя программу «Родники» и УМК «Цветок в янтаре» воспитывать у дошкольников важнейшие духовно-нравственные посредством формирования этнокультурной и социальные идентичности ценности семейских, проживающих на территории Республики Бурятия, в соотнесении с российской идентичностью как многонациональной, гражданской и патриотической. Работа основана на выстраивании новой стратегии, эффективно «проращивать» традиционную народную семейскую позволяющей культуру в жизнь современных дошкольников. Все это осуществляется через организацию разнообразной социокультурной деятельности детей (игровой, познавательной, исследовательской, художественно-творческой, экскурсионной и т.д). Организация работы определяется обращенностью к фактам, явлениям локальной истории, географии «малой родины», её этнографическим и культурным особенностям. Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень достижений, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. 5. Приложение 5.1. Циклограмма воспитательно – образовательного процесса по приобщению детей дошкольного возраста к культуре и истории семейских Забайкалья (подготовительная группа). Дни неде ли Пон е дель ник Пол НОД ови на дня I II втор ник I Кружко вая работа Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Работа в уголке книги с С дидактическими хрестоматиями, детской играми энциклопедией, книгой для чтения и рассматривания Работа с Работа в уголке изо с девочка рабочей тетрадью по ми домовой росписи. «Вязани е половик ов» НОД Работа в музыкальном Альбомами по уголке по слушанию для рассматривания реализа семейских песен, работа с ции парциа льной програ ммы «Родни ки» согласн о темати ческог о планир ования. II сред а I II четв ерг II пятн I ица музыкальными книгами, игра на инструменте, рассматривание альбомов. Работа в уголке творчества: Игры-инсценировки. Работа в мини-музеях. С макетами Работа с Работа в уголке природымальчик семейский огород на окне. ами «Плетен ие корзин» Детский кинотеатр: Альбомами Просмотр познавательных для раскрашивания видеофильмов Игровая комната: Сюжетно-ролевые, дидактические игры. Уголок познания: С музыкальными Работа с лэпбуками, играми инфокартой. Работа в уголке творчества: С атрибутами Ручной труд с соленым сюжетно-ролевых игр. текстом, бумагой, тканью и пр. II 5.2. Циклограмма праздников, традиций и развлечений Месяц События праздники Развлечения традиции сентябрь Октябрь Ноябрь Капустные посиделки Покров Конкурс знатоков фольклора семейских Декабрь Январь Ярмарка овощей с семейского подворья Концерт семейских фольклорных коллективов(солистов) Рождество, Святки Февраль Зимние вечорки Март Апрель Май Пасха Июнь Июль Троица Август Успенье Встречи со старообрядцами Конкурс «Бравые и удалые» Фестиваль традиции» «Живы КВН «Рецепты Экскурсия в бабушки Агафьи» древлеправославную церковь Особенности проведения событий: Разрабатываются на основе тематического планирования программы «Родники». Проводятся с учетом месяцеслова и земледельческого календаря семейских Забайкалья. Периодичность итоговых событий 1 раз в квартал после прохождения темы программы. Список литературы Методическая литература: 1. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? Методические рекомендации / Л.А. Кондрыкинская. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с. 2. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – 2-е изд., испр. и доп. / М.Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 2005. - 72с. 3. Мулько, И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре : Методическое пособие для ДОУ / И.Ф. Мулько. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 112 с. 4. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственнопатриотичеких чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов. ДОУ // Авт.- сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. - 205 с. 5. Новицкая, М.Ю. Наследие: Патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - М: Линка – пресс, 2003. - 200 с. Историко-этнографическая литература о семейских Забайкалья: 1. Болонев Ф.Ф. Семейские Забайкалья в историко-этнографических исследованиях // Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья (вторая половина XIX – начало XX вв.). – Новосибирск, 1978. – С. 23-46. 2. Петров В. Интерес к судьбе предков – приобщение к культуре: Семейские в Бурятии // Бурятия. – 1998. – 18 февр. 3. Полищук Н.С. Быт и культура семейских // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. – Новосибирск, 1975. – Ч.2: Забайкалье. – С. 102112. 4. Селищев А.М. Забайкальские старообрядцы. Семейские. - Иркутск, 1920. 81 с. 5. Семейские в панораме веков: (Материалы I респ. краевед. конф. школьников, с. Бичура, 23-24 апр. 1998 г.) / Сост. Т.Б. Молонова; М-во образования и науки Республики Бурятия. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2000. – 120 с. 6. Элиасов Л. О семейских: Ист. справка // Бурят-Монг. правда. – 1958.– 22 февр. 7. Юмсунова Т.Б. Язык семейских - старообрядцев Забайкалья. - М., 2005. – 321с.