01.12.2019
Эссе «Моя педагогическая философия»
Петрова Татьяна Андреевна
музыкальный
руководитель
МБДОУ «Подснежник»
В детском саду я работаю музыкальным
руководителем. И считаю, что именно музыка может обогатить современную практику
воспитания дошколят чистым, прозрачным ручейком гуманности и радости.
Весь
образовательный процесс в детском саду я
представляю в виде величественной музыки творения человеческой души и чуткого
сердца. Эта музыка звучит в мажорной тональности, иногда бывает в миноре, но
никогда не должна звучать в тональности нервозности, раздражительности и
грубости. Музыка не нуждается в таких способах исполнения, в них не должна
нуждаться также педагогическая мелодия.
Каждое
утро, идя в детский сад, я несу с собой партитуру предстоящего дня. Её я пишу
накануне. Проанализировав предыдущие дни, я представляю себе наступающий день
моих малышей со всеми моими педагогическими мелодиями, их вариациями. В моем воображении
разыгрывается целая симфония предстоящего дня, все содержание моего общения с
детьми в этот день. Она нужна мне, чтобы созерцать процесс взросления малышей,
процесс их развития. Я хочу взглянуть на свою педагогику через завтрашний день,
обновить ее и таким образом, обновить себя, входить к детям не из прошлого, а
из будущего.
В партитуре своего дня я мыслю запись всех
необходимых и возможных процессов воспитания и образования детей. Это не просто
план работы на день, в нее я закладываю свои размышления о том, как мне самой
прожить свою педагогическую жизнь.
Многие молодые педагоги могут упрекнуть меня
в некреативности, посмеяться над моей партитурой. Да, я не хочу встречаться со
своими воспитанниками и работать вслепую, по чьим – то придуманным, а оттого и,
по – моему мнению, «мертвым» конспектам! Не хочу идти на работу без ясной цели и
воспитательных намерений, чтобы не навязывать детям воспитательные
импровизации, вызывающие недоумение и растерянность детей; не хочу идти к детям
из вчерашнего дня, без самообновления, чтобы не нести с собой скуку и
однообразие. Считаю, что лучше не приходить к детям без веры в педагогику,
чтобы не сеять в них неуверенности в самих себе и в своем педагоге. Лучше потому, что он стоит у истоков личности
каждого ребенка и своими руками, своей деятельностью закладывает фундамент
будущего. Боюсь не отдаться детям полностью, не вложив в общение с ними все
свои знания и опыт!
Ведь
я имею дело с величественной, неповторимой педагогической музыкой, требующей от
меня – её автора и исполнителя - большого профессионального искусства, изящной
техники, индивидуального вкуса
и, конечно же, гуманности души.
Ты – маленький ребенок,
Я – большой,
Вот моя, представьте,
Педагогика.
Тебе – со мной,
А мне с тобою хорошо –
У педагогики моей простая логика.
Мы дети все
Своей родной
Земли.
Перед седою
вечностью!..
Я, маленький, тебе
здесь, в эти
дни
Посредник
Меж тобой и человечностью.
Не потому, что
я
И выше и
сильней,
Ты мне, шалун,
Обязан подчиниться.
Обязанностей нет,
Пока в душе твоей
Я не сумею
прочно
поселиться.
Как этого достичь –
Большой вопрос,
Главнейший
Для родной нашей Отчизны:
Чтоб ты, ребенок,
Человеком рос
С большой душой,
Без лжи и укоризны.
(Ш.А.Амонашвили
«Монолог»)