Самоанализ и самооценка (рефлексия) профессиональной деятельности.

09.04.2023

 В системе современного дошкольного образования происходят инновационные процессы, характеризующиеся изменением мировоззрения педагога и идеологии образования. Принятый в 2013 году Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, призвал практиков к поиску новых форм взаимодействия педагога и ребенка. По мнению А.Г.Асмолова, центральной психодидактической технологией ФГОС ДО является развивающее взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками. В Стандарте отмечается, что для современного дошкольного образования весьма важным является умение современного педагога строить развивающее вариативное образование так, чтобы оно было ориентировано на зону ближайшего развития каждого воспитанника, учитывало его психолого – возрастные и индивидуальные возможности и склонности.

Мои ведущие направления  педагогической деятельности на современном этапе:

Направление 1:

«Построение предметно – развивающего пространства в соответствии с требованиями  ФГОС ДО»

Цель данного направления работы:

Выявление организационных педагогических условий, способных развитию индивидуальных творческих способностей детей и создание образовательного пространства, способствующего реализации интересов и потребностей каждого из детей.

Поскольку музыка имеет большое значение для формирования духовного мира ребенка, становления нравственных основ личности, развития его эмоционально - чувственной сферы, то знание закономерностей приобщения детей к музыкальной культуре и умение организовать процесс взаимодействия с музыкой являются важнейшими показателями профессионального мастерства педагога. В МБДОУ «Подснежник» оснащение процесса художественно – эстетического развития соответствует требованиям Государственного Стандарта образования т.к. освоение новых современных технологий в ДОУ возможно лишь при наличии материально – технического и методического оснащения, соответствующего современным требованиям. Музыкальный зал  ДОУ «Подснежник» – полифункциональный. Он создает атмосферу концертного зала - как для  слушания музыки, так и для исполнительского и художественного творчества дошкольников. Разработан перспективный план развития музыкального зала, как учебного кабинета, а так же паспорт кабинета, что дает возможность оптимизировать образовательный процесс, сделать его системным, детальным, предсказуемым, а самое главное, качественным. Музыкальный зал укомплектован средствами, отвечающим современным требованиям музыкальной педагогики: качественными музыкальными инструментами, современной аудио и видеоаппаратурой, мультимедийным оборудованием, наглядными пособиями, дидактическими материалами. Собрана обширная библиотека специализированной литературы, создана полная картотека дидактических материалов. Все оборудование соответствует действующим санитарным правилам и нормативам, выполняет требования безопасности труда и сохранения здоровья воспитанников.

Одним из результатов  моей работы стал проект «В мире прекрасного» (организация  художественно – эстетического предметно – развивающего пространства  в  подготовительной группе  ДОУ в контексте ФГОС ДО). Данный проект предлагает инновационный подход создания современной художественно – эстетической предметно – развивающей  среды.

Цель проекта-   

Создание моделей художественно-эстетической предметно - развивающей среды, позволяющей ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

В соответствии с проектом, среда становится жизненным пространством для каждого ребенка, где он, как свободный субъект своей деятельности, имеет свободу выбора средств для саморазвития, учится планировать свою деятельность, передает свое активное, деятельностное, преобразующее отношение  к действительности. В таком пространстве каждый ребенок без особых усилий находит применение своим творческим способностям, удовлетворяет свои интересы и любознательность, находит импонирующую ему среду общения. Эффективность проекта проявилась в следующих показателях:

-создана среда, как универсальный механизм социализации ребенка выполняющая самоактуализирующую функцию. В данной среде создана атмосфера, в которой господствуют гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста, эмоциональное созвучие и др. В такой среде заложены возможности для самореализации, творчества.

-получены результаты, соответствующие   наименьшим затратам ресурсов.

-получен опыт, который распространен в таких печатных изданиях федерального уровня, как журнал «Музыкальный руководитель», на сайтах «doschkolonok.ru», «nsportal.ru», «Маам.ru»; сборнике «В ногу со временем»  ( из опыта работы пилотной площадки МБДОУ «Подснежник») и  интересен коллегам на муниципальном, региональном и федеральном уровнях (о чем свидетельствуют сообщения на форуме профессионального сообщества музыкальных руководителей, воспитателей на nsportal.ru; среди участников районного методобъединения музыкальных руководителей; среди участников регионального форума пилотных площадок).

-возросла мотивация педагогического коллектива к широкому применению опыта; родителей в реализации проекта.

-произошло качественное изменение условий для художественно – эстетического развития детей через оснащение предметно – развивающего пространства по данному проекту. Таким образом, благодаря работе в данном направлении, самостоятельная деятельность детей в обогащенном пространстве стала одной из форм  качественно нового образовательного процесса, важным фактором воспитания и развития детей, поддержки и развития их способностей.

Направление 2

«Изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка»

В условиях внедрения ФГОС ДО одной из основных линий преобразования стал переход на личностно – ориентированное взаимодействие педагога с  детьми. Однако стереотипы сознания педагогов и отдельные тенденции образовательной практики не ориентируют их на индивидуальный подход к ребенку. А ведь образовательная деятельность в ДОУ должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился активным в выборе содержания своего образования. Необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы целенаправленная и осознанная деятельность детей служила основным средством их развития. Это достаточно сложно и требует внедрения новых инновационных форм организации образовательного процесса. Кроме того, нам педагогам, необходимо обратить внимание на новое представление о содержании образования, которое сводится  к освоению ребенком различных  культурных практик, а не к приобретению конкретных ЗУНов, и на требование ФГОС ДО о поддержке собственной инициативы детей в различных видах деятельности. 

Цель образовательной деятельности в этом направлении заключается в разработке моделей образовательного процесса, построенного на индивидуальном подходе с использованием проектных методов, способствующих развитию индивидуальных творческих способностей детей. Педагогическое проектирование индивидуального образовательного процесса, а именно создание и изменение организационных процессов развития и социализации ребенка осуществляется следующим образом: 

1 определение потребностей и мотивов

2 постановка целей

3 разработка содержания индивидуального образовательного процесса

4 определение технического инструментария

5 определение условий, обеспечивающих достижение цели

6 обсуждение результатов и их корректировка.

Примером данной работы является реализация образовательной парциальной программы «Бичурские мотивы» (родное село в музыке, поэзии и изобразительном искусстве).     Цель  программы  – приобщить детей к миру искусства малой Родины путем исследования произведений авторов родного края и создания собственных  исследовательских творческих работ. Такая форма работы способствует решению проблемы непосредственно эмоционального, действенного, практического субъектного развития ребенка, использования развивающих методов и приемов активизации процесса художественного познания; таких как:

-побуждение к сопереживанию и стимулированию разнообразных нравственных и эстетических чувств; приемы создания игровых ситуаций (ситуация творческого самовыражения, ситуация диалога и др.)

-метод убеждения средствами искусства в процессе формирования эстетического восприятия, эстетических эмоций и чувств.

-использование поисковых ситуаций, побуждающих ребенка к активным творческим действиям, предполагающих применение приемов формирования самостоятельных действий, умения сопоставлять, анализировать, сравнивать, вступать в диалог, осуществлять самоконтроль и самооценку.

-приемы «содействия», сопереживания, сотворчества, соучастия в создании  исследовательской работы.

 Из рецензии руководителя детской научно – практической конференции «Первые шаги» (МБДОУ «Подснежник») Баженовой О.Ф на детские исследовательские проекты (руководитель Петрова Т.А.): «Работа Петровой Татьяны Андреевны над детскими исследовательскими проектами ориентирована на создание проблемных ситуаций, поиск и разработку детьми вариантов решения того или иного задания, побуждает детей к самостоятельности, взаимообучению, располагает к проявлениям самостоятельности в повседневной жизни. Данная работа позволяет видеть в детях индивидуальности с разными особенностями поведения, с разным багажом знаний, с разной степенью успешности. Такая форма взаимодействия дает возможность каждому участнику образовательного процесса – и взрослому, и ребенку – достичь своей собственной высоты. И это  является самым важным, т.к. позволяет научить детей жить среди своих сверстников, учиться у них, передавать свои знания и умения своим ровесникам, которые в них нуждаются, ведь в процессе работы  используются такие технологии как, педагогика ровесничества и  технология сотрудничества».

Из отзывов музыкальных руководителей  на сайте www.nsportal.ru:

 Прохорова Надежда Гаврииловна: Спасибо! Очень интересный материал. Обязательно возьму в свою педагогическую копилку.

Лунина Людмила Васильевна : Татьяна Андреевна, Ваша работа заслуживает внимания музыкальных руководителей.

Из рецензии на программу «Бичурские мотивы» Слепневой Н.П., заслуженного учителя РБ, автора книг «Бичура многоголосая», «На бичурской завалинке»: «Программа «Бичурские мотивы», работа с детскими исследовательскими проектами Петровой Т.А.  ориентирована на индивидуализацию и  позитивную социализацию развития ребенка-дошкольника. Все образовательное содержание программы становится условием и средством вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму. Именно это является основным ориентиром для педагога в преломлении музыкального содержания программы в соответствии с современным  стандартом образования».

 Работая над проектами, мы создаем ситуации успешности, предоставляем детям возможность на своем опыте познавать окружающую действительность, что особенно актуально в рамках, которых образовательный процесс приобретает новые формы.

Направление 3 «Эффективное сотрудничество с семьей»

ФГОС ДО одним из основных определяет принцип сотрудничества ДОУ с семьей. От эффективности совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Дошкольник, видя пример родителей, быстрее откликается и активнее включается в различные виды музыкальной деятельности. Опыт показывает, что родители заинтересованы в углубленном музыкальном развитии ребенка и готовы участвовать в совместных мероприятиях ДОУ. Главная задача музыкального развития детей – формирование основ музыкальной культуры, нравственно – эстетического становления личности дошкольника. Ее решение направлено на совместную организацию музыкальной деятельности детей, педагогов и родителей. Общими усилиями этот процесс осуществляется более успешно, союз взрослых единомышленников позволяет достичь наилучших результатов в музыкальном развитии детей. Ведущие цели взаимодействия с семьей – это создание в ДОУ необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания и развития детей. Для того, чтобы осуществлять музыкальное развитие дошкольников и совместно с родителями решать задачи, необходимо максимально вовлекать родителей в совместные мероприятия. В ДОУ «Подснежник» созданы все условия для участия родителей в образовательном процессе через современные разнообразные формы совместной музыкальной деятельности с детьми:

1 Одной из самых доступных форм является праздник. Родители участвуют во всем цикле этой работы (от разработки сценария до финала). Дискутируя с родителями на форуме различных сайтов, можно отметить готовность родителей к сотрудничеству с педагогами  ДОУ в части создания сценария и организации праздников как дома, так и в д\ саду. Интервьюирование и анкетирование родителей позволяет сделать вывод о том, что из всех предложенных вариантов праздников они предпочитают участвовать в семейных  праздниках ДОУ ( Например: семейный костюмированный новогодний праздник в средней группе «Снежная семья», когда ребенок и родители  были не только в «Снежных» костюмах, но и были активными участниками праздника. 

2  Кроме того, согласно современным требованиям государства, родители –это и первые учителя детей и участники партнерского взаимодействия с педагогами ДОУ. Поэтому мне, как педагогу, интересно работать с родителями, как участниками образовательного процесса. Например, сценарий образовательного мероприятия «Играй, гармонь бичурская»!.  На данном мероприятии использовались ИКТ – технологии, когда дети получали информацию не только от педагога, но и от родителей, семей и учились работать с источниками информации в семейном кругу. Из отзыва семьи Агафонова Кирилла о работе над презентацией о семейном  музыкальном воспитании: « Совместная работа над презентацией о нашей семье очень сплотила нас. Родители и дети, внуки и старшее поколение нашей семьи проводили только незабываемые часы беседы, вспоминая о музыкантах нашей семьи, но и совместно музицировали и пели всей семьей. У нашей семьи появилась уникальная возможность стать еще дружнее, сплоченнее и даже…музыкальнее!  Мы много узнали о истории нашей семьи. А совместное выступление перед ребятами позволило нам стать еще ближе друг к другу. Наш семейный «оркестр» стал звучать еще прекраснее, тонко чувствуя звуки каждого из «инструментов». Сотрудничество детей и родителей позволяет развиваться детско – родительским отношениям, реальная жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием, представленным в виде увлечений, традиций и пр.

3 Опыт работы по проектам показал, что данная деятельность сегодня – одна из самых эффективных форм взаимодействия семьи и ДОУ. «Проектный метод работы позволяет Петровой Т.А. объединить детей, родителей и педагогов в совместной деятельности. Самый важный результат любого проекта, реализуемого Татьяной Андреевной, - формирование настоящего сообщества детей, родителей и педагогов ДОУ. Совместная работа над проектами позволила педагогу создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.» ( из отзыва воспитателя МБДОУ «Подснежник» Баженовой С.В.) Использование такой формы работы с родителями, как проектная деятельность, позволила мне по – новому взглянуть на проблему взаимодействия педагогов и родителей с целью создания единого образовательного пространства семьи и ДОУ. Проектная деятельность (такие проекты как «Бичурский самородок», «Бичурские янтари», «Песенка, звени» и др, представленные в электронном портфолио), заставляет меня, как педагога, находиться в пространстве возможностей, что меняет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, а также требует ежедневного творческого, личностного роста.

4Некоторые формы работы с родителями переросли в традиции. Яркое тому подтверждение – фестиваль детского и семейного творчества «Весенние голоса», который проводится ежегодно. Цель этого фестиваля – обогащение детско – родительских отношений через совместную творческую деятельность в условиях ДОУ. Фестиваль имеет огромное значение не только для детей и родителей, но и для меня, как педагога, ведь совместная деятельность всех участников образовательного процесса дает безграничные возможности развития творческого потенциала, партнерских отношений и целостного, индивидуального развития личности ребенка.

Результативность фестиваля:

 

тема

Количество участниковХочу такой сайт

семей

индивидуально

«Моя семья»

35

27

«Природа – наш дом»

 42

31

«О, спорт, ты - мир!»

57

39

«Великой Победе посвящается»

58

42

«В гостях у сказки»

56

38

5 Работа с одаренными детьми.

 Данное направление невозможно без участия родителей. В проекте «Звездочки в саду» раскрыты актуальные для современного образования вопросы социального партнерства и непрерывного образования, цель которых – поддержка музыкальноодаренных детей. В проекте изложены особенности формирования социокультурного пространства, расширение социальных условий для успешной самореализации одаренных детей, вхождение их в социум, определение перспектив получения детьми дальнейшего образования.

год

Количество детей, выпускников ДОУ, поступивших в ДШИ

Количество детей, поступивших в вокальные  хореографические коллективы села

2018г

3чел

5чел

2019г

5 чел

8 чел

2020г

7 чел

7чел

2021г

4чел

15чел

     Анализируя  результаты работы с родителями в данном направлении, были подведены следующие итоги:

- увеличилось количество родителей – активных участников образовательного процесса.

-выросла  заинтересованность родителей инновационной идеей совместной деятельности с детьми.

- значительно повысилась родительская компетентность родителей в музыкальном воспитании детей.

-был обобщен интересный опыт семейного музыкального воспитания на страницах газеты ДОУ «Подснежник» (статьи «С чего начинается Родина?», «Этот чудесный праздник «день варенья»и др)

-личностно-ориентированный подход, основанный на возможности дать ребенку почувствовать ситуацию успеха, с положительной мотивацией, с участием родителей, помогает вырастить личность, ориентированную на самореализацию.

     Заключение

Внедрение ФГОС ДО в практику работы убеждает, что это как раз то, что позволит построить образование дошкольников в духе современно общества и добиться новых образовательных результатов.  Вся работа способствовала приобретению опыта, практическому воплощению идей, творческим находкам.  Новые стандарты открывают перед педагогом перспективы профессионального роста, обеспечивают высокую степень свободы, но в то же время усложняют их деятельность, расширяют спектр обязанностей.

Перспективу своей дальнейшей деятельности я вижу в совершенствовании  своей работы, а для этого необходимо оценивать свою работу с позиции завтрашнего дня, для  решения новых задач, поиска наиболее эффективных путей воспитания детей, создания оптимальных условий для  развития у детей творческих способностей, оказании  помощи родителям на пути воспитания их детей, передавая им свой опыт, знания и умения.

«Если учитель вдумчиво анализирует свою работу, у него не может не возникнуть интереса к теоретическому осмыслению своего опыта, стремления объяснить причинно-следственные связи между знаниями учеников и своей педагогической культурой», — считал В. А. Сухомлинский. Анализ собственной деятельности помогает мне осознать возникающие трудности в работе, найти грамотные пути их преодоления. Ведь как считают практики, трудности возникают только у ищущих, творчески работающих педагогов. С. Н. Лысенкова после многолетней работы стала испытывать неудовлетворенность от того, что многим детям, несмотря на затрачиваемые усилия с ее и их стороны, учиться трудно. Она стала активно пересматривать свою деятельность и нашла те приемы работы, которые во многом сняли проблему. Надеюсь, этот опыт будет примером и для меня. 

   
    

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89516231618, 41-8-89

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».